Laki495 » 06/10/2013, 23:02
Желание увековечить память русских воинов, павших на поле брани за свободу Болгарии, разделяли все круги болгарского общества. Это движение было поистине общенародным. Был даже организован «Комитет Царя-Освободителя», во главе которого стоял Стоян Заимов. Во многом благодаря его неусыпным трудам были построены храм Александра Невского и церковь святого Николая Чудотворца в Софии, мавзолей в Плевне, монумент на вершине Шипки, церковь Рождества Христова в городе Шипка и многие другие. Причем большинство их создавалось на собранные народам средства. Но главной своей задачей Комитет считал возведение памятника человеку, который возглавил освобождение Болгарии, императору Александру II.
«По почину «Комитета Царя-Освободителя», – сообщал русский дипломат П. Боткин – достигнуты уже следующие весьма осязательные результаты: городской совет отвел для сооружения памятника самое видное место в городе, против Народного собрания, на Цареградском бульваре. Этот бульвар переименован в «Бульвар Царя Освободителя»; участок земли, подаренный нам и принятый нами для постройки первой Русской церкви в Софии, тоже выходит на него».
Идея постройки памятника Александру ІІ реализовывалась достаточно быстро. Народное Собрание, без всяких прений и обсуждений, единодушно вотировало значительную для того времени сумму в 300 000 левов. Почетным председателем Комитета по воздвижению памятника императору Александру ІІ стал князь Фердинанд, который лично пожертвовал 50 000 левов.
Был объявлен международный конкурс, и 24 сентября 1900 года состоялся публичный просмотр всех проектов. На нем были представлены 9 проектов из Франции, 5 из Италии, 4 из Австрии, 3 из Болгарии, 2 из России, 2 из Германии, 2 из Швейцарии, 2 из Голландии и по одному из Дании, Португалии и Турции. Для участия в международном жюри были приглашены такие известные люди, как академики Баху (Санкт-Петербург), Мерсье (Париж), Феррари (Рим) и другие. Болгарские власти настаивали: при выборе лучшей модели жюри должно руководствоваться не столько чистым искусством и техникой исполнения, сколько воплощением основной идеи: Александр II не был вождем-завоевателем, он был освободителем. Поэтому и увековечить его следовало, как Благодетеля, а не торжествующего Победителя.
Тайным голосованием был избран проект № 11. И хотя решение жюри не было обязательным, преимущества и достоинства этого проекта были столь очевидны, что он получил всеобщее одобрение. По вскрытии конверта оказалось, что автор – флорентиец Цокки (Arnoldo Zocchi), который уже установил семь монументов своей работы в Италии, в том числе и быстро ставший известным памятник Гарибальди в Болонье.
Государь был изображен на коне. Его окружали сподвижники - главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич, генералы Игнатьев, Скобелев, Гурко. Высота памятника должна была быть 14 метров. При этом, как отмечают современники, сходство было поразительным. Скульптор постарался быть правдивым даже в мельчайших деталях, досконально передав и особенности походной формы, которую надевал царь, и награды, которые он имел обыкновение носить.
Торжественная закладка памятника Царю-Освободителю состоялась 23 апреля 1901 года. Все присутствующие три раза торжественно повторили вслед за князем Фердинандом: «Во имя Святой Троицы! От имени благодарного болгарского народа и князя его! В вечную память Великого Освободителя и воинов, павших на поле брани за Освобождение!». По окончании церемонии на площади состоялся парад Софийского гарнизона. Открывали его ветераны-ополченцы, которые несли славное Самарское знамя.
Памятник был закончен в 1907 году. Его открытие состоялось 30 августа, чтобы приурочить это событие к 30-й годовщине Шипкинской эпопеи. В торжествах приняли участие Великий князь Владимир Александрович, Великая княгиня Мария Павловна, специальная русская военная делегация, градоначальники Киева, Одессы и другие гости из России.
Выступая на торжестве, Болгарский князь Фердинанд заявил: «Каждый из болгар хранит в себе чувства глубокой признательности к великому русскому народу и благоговейно чтит священную память Царя-Освободителя. Чтобы наглядно выразить эти чувства и увековечить память Царя-Освободителя, болгарский народ воздвигнул этот скромный памятник, начертав на нем глубоко впавшие в народную душу слова: «ЦАРЮ-ОСВОБОДИТЕЛЮ. Признателна България».
Чтобы добиться взаимопонимания с подавляющим большинством, чтобы быть ему приятным, удобным и понятным, чтобы соответствовать его уровню, нужно опуститься на четвереньки, а то и ползком поползти. Только стоит ли? Вот и я думаю, что не стоит...