Перипетии Духовного Противостояния

Все что касается политического устройства Болгарии, международных отношений, и т.д.

Модератор: Юрий

Перипетии Духовного Противостояния

Сообщение Dimitri » 07/10/2009, 14:11

Уважаемые форумчане
Разрешите в кратце познакомить вас с историей возникновения Русской Духовной Миссии в Болгарии, ее становления и драматичного противления эмигрантского духа -поборников славы Великой России.
Пользуясь случаем выражаю личную благодарность и низкий поклон болгарскому народу и их благословенной земле.


Каменная русская церковь "Св. Николая Чудотворца", была заложена в сентябре 1907 г. Храм был посвящен Св. Николая Мирликийскому, небесному покровителю последнего русского императора Николая II. Новый храм был построен на месте, разрушенной в 1882 г. турецкой мечети «Сарай Джамия». В это время Болгарская Православная Церковь находилась в состоянии схизмы (1872-1945), поэтому для русских дипломатов и членов из семей был необходим храм, который они могли бы посещать не нарушая каноны. Церковь была построена на территории Русской дипломатической миссии, поэтому судьба храма тесно связана с историей болгаро-русских и болгаро-советских дипломатических отношений.
Автором проекта храма стал русский архитектор Михаил Трофимович Преображенский (1854-1930), который тоже был автором первого проекта кафедральной церкви «Св. Александра Невского» в Софии. Два храма были построены одновременно.
Строительство и украшение храма «Св. Николая Чудотворца» продолжалось с 1912 по 1914 г. Торжественное освящение состоялось 10-11 ноября 1914 г.1 В это время Россия уже участвовала в Первой мировой войне, а Болгария еще не вступила в конфликт. Освящению храма в Софии русское государство придавало важное политическое и символическое значение. Россия стремилась привлечь Болгарию на свою сторону, использую для этого различные методы, в том числе, и влияние Русской Православной Церкви (РПЦ).
После русской революции и последовавшей за ней гражданской войной в Болгарию прибыло около 35 тысяч русских беженцев. 2 января 1920 г. в Софию прибыла русская дипломатическая миссия, от правительства генерала А.И. Деникина, во главе с Александром Петряевым. На дипломатическую миссию возлагалась защита интересов русских беженцев и русской церкви в Болгарии. По традиции русские беженцы объединяются вокруг храма – в Софии это был посольский храм «Св. Николая Чудотворца». С 1921 по 1950 г. управляющим Русскими православными общинами в Болгарии был архиепископ Серафим (Соболев). Для русских эмигрантов Церковь был центром их жизни. При церквях образовались братства, сестричества, молодежные и детские группы, которые активно занимались, просветительской, культурной и благотворительной деятельностью.
....
Русское церковное имущество в других государствах, где были большие колонии русских эмигрантов, никогда не было предметом обсуждения во время переговоров об установлении дипломатических отношений между правительствами этих государств и Советским Союзом. Случай с Болгарией является прецедентом в дипломатической истории СССР, поэтому очень интересно, как формировалась болгарская позиция в данном случае.
В преддверии установления дипломатических отношений между СССР и Болгарией, русские эмигранты в лице авторитетной организации – Союза ветеранов Освободительной Русско-турецкой войны 1877-1978 гг., посетили военного министра генерала Пенча Златева, от которого получили заверения, что болгарское правительство не предаст своих освободителей. Но русские ветераны знали, что под давлением СССР, после установления дипломатических отношений между СССР и Австрией, русская церковь в Вене превратилась в Музей атеизма. Что избежать повторения этой печальной ситуации они обратились с конфиденциальным письмом к министру иностранных дел и исповеданий Константину Баталову. Они просили оставить русскую церковь за русской общиной Софии. В письме русские эмигранты писали, что знают о правительстве безбожников и гоненьях на церковь в СССР – «С 1919 г. и до сих дней храм есть то место, в котором соединяются и утешаются русские беженцы». Также русские эмигранты просили не передавать Советскому Союзу памятников русской боевой славы, находящихся на Шипке и в Ямболе. Министр Батолов 26 июня 1934 г. поставил на письме резолюцию: «Предвидеть это при выработке позиции при переговорах с СССР».
К болгарскому правительству также обратились два маститых иерарха - управляющий русскими церковными приходами в Болгарии, архиепископ Серафим и заместитель председателя болгарского Святого Синода, митрополит Стефан. Они изложили аргументы в защиту русского церковного имущества от притязаний советской стороны. Иерархи писали, что русские монастыре в Шипке и Ямболе, являются историческими памятниками и не только русскими, но и болгарскими, так как построены, в том числе, на дарения от местного болгарского населения. Что же касается русской церкви в Софии, то она построена на участке земли, подаренной городской общины Софии в 1908 г., с целю постройки храма для окормления русской колонии в Софии. Если храм не будет обслуживать русских жителей Софии, то акт дарения может быть отменен.
...Рассматривая протокол на переговорах болгарской и советской стороны, мы видим, что пятый пункт был внесен по настояний русской эмиграции в Болгарии. Подготовленный аргументами епископа Серафима и митрополита Стефана, министр К. Батолов так ответил болгарскому представителю Н. Антонову: «Для советского правительства претендовать на монастыре в Шипке и Ямболе – решительно невозможно!… Русская же церковь в Софии, находится в соседстве с русским дипломатическим представительством, но отделена от него высокой, каменной стеной. Церковь служит для религиозных нужд русской колонии в Софии. Болгарское правительство имеет моральный долг перед русской общиной… и не в интересах советского правительства без нужды ожесточать и без того неприязненно настроенных к СССР русских эмигрантов».
8 июля 1934 г. Н. Антонов сообщил о реакции советского правительства на проект болгарского протокола. То, что Болгария, одним из условий нормализации отношений, выдвинула пункт о сохранении статуса русского церковного имущества в стране, вызвало шок среди членов советского правительства. Под предлогом того, что русские эмигранты воспримут принятие этого пункта, как свой успех, советское правительство отвергло эти предложения. Посланник Антонов, предлагал принять болгарское предложение, в котором видел аналог с русским храмом в Париже. В свою очередь, советский дипломат, Яков Суриц, категорически возражал, также используя «парижский прецедент», в качестве аргумента, указывая, что церковь в Париже превратилась в центр антисоветской пропаганды. Советский Союз не может терпеть больше такой ситуации, поэтому церковь в Софии надо или просто закрыть или превратить в музей большевизма.
...В конце концов советский дипломат совершенно искренне сказал, что вопрос о русском церковном имуществе в Болгарии имеет для Советского Союза принципиальное значение «но не из-за церкви, которая им не нужна, а из-за невозможности подписать документ, который может рассматриваться в будущем, как признание со стороны СССР русской антибольшевистской эмиграции, как субъекта международной политики».
Но болгарская сторона на переговорах не шла на уступки. В результате чего советская позиция претерпела следующие изменения: 1. Храм оставить в расположении Миссии. 2. СССР откажется и от здания Миссии и от здания церкви. С первым предложением не была согласна болгарская сторона, это бы означало закрытие церкви. Второе оказалось невыгодно СССР, так как могло быть истолковано белоэмигрантами, как их победа, выраженная в недопущении советских представителей в традиционную русской резиденцию в Софии.
...Болгарская сторона предложила компромиссное решение – русскую церковь в Софии, передать в ведение болгарской церковной власти, в свою очередь болгарское правительство предоставит гарантии безопасности советских дипломатов в здании Миссии, от провокаций белоэмигрантов. Дипломат Суриц согласился с предложениями болгарской стороны, но предложил добавить в соглашение гарантии того, что церковь будет управляться только болгарскими церковными властями и что в церковь не будет допускаться русская публика. Антонов пытался возражать, говоря, что болгарскому правительству будет трудно забрать русскую церковь у тех кто считал её своей собственностью. Суриц привел контраргумент – если болгарское правительство хочет заботится о русских, то оно сможет передать им одну из болгарских церквей для их религиозных нужд.
Идея болгарской дипломатии о передаче русской церкви в ведении болгарских церковных властей, была крайне негативно встречена русскими и русским духовенством в Болгарии. Управляющий русскими приходами архиепископ Серафим, обратился в Святой Синод Болгарской Церкви прося о заступничестве. Проблема получила международный резонанс через русскую эмигрантскую печать в других странах. Советские власти были неприятно поражены и решили ни в коем случае не дать белоэмигрантам торжествовать. СССР высказался за поэтапное решение вопроса. Храм остается в ведении советского посольства, а затем окончательно отделяется от посольства и передается болгарским церковным властям.
...Спорная проблема была разрешена, путем компромисса и взаимных уступок, 23 июля 1934 г. в Анкаре, когда по просьбе советской стороны, участники переговоров с советской и болгарской стороны, Суриц и Антонов подписывают два протокола об установлении дипломатических отношений. Согласно открытого протокола два государства отказываются от вмешательства во внутренние дела друг друга и не потерпят на своей территории любой агитации, пропаганды и организации вооруженной борьбы против режима другой договаривающейся стороны. Также в протоколах было зафиксировано, что обе договаривающиеся стороны не допустят политических эмигрантов в свои дипломатические представительства. Протоколы были одновременно опубликованы в Софии и в Москве 5 августа 1934 г.
...И так, согласно болгаро-советских документов все русские церкви, кроме посольской церкови должны быть преданы из ведения Русской Церкви в полное управление болгарского Священного Синода. На первый взгляд кажется, что это означает поражение русской эмиграции и уступку Болгарии Советскому Союзу. Внимательное изучение документов переговоров показывает, что болгарское правительство удовлетворив советские претензии, смогло найти возможность для компенсации для русских эмигрантов. Мы считаем, что подписание протоколов можно считать успешным для Болгарии и для русских эмигрантов, особенно в свете инцидента с русской церковью в Вене.
......

Во время англо-американской бомбардировки Софии в 1944 г. на посольский храм упала бомба, нанеся огромные разрушения. Было повреждено южное крыло, уничтожена стенопись и архив храма. Сразу после воздушного налета, Дирекция по восстановления от воздушного нападения и Министерство благоустройства начали реставрацию церкви.
В сентябре 1944 г. в Болгарию вступили части Третьего украинского фронта, а 9 сентября в стране происходит коммунистический переворот и к власти приходит прокоммунистическое правительство Отечественного фронта. 28 октября 1944 г. новое правительство подписывает мирное соглашение с державами антигитлеровской коалиции. Согласно соглашения в Болгарии создается Контрольная комиссия из представителей США, Великобритании и СССР. Председателем комиссии назначается советский генерал Сергий Бирюзов. В этот период Контрольная комиссия полностью контролирует политическую, экономическую и культурную жизнь в стране.
Узнав о разрушении авиабомбой посольского храма генерал Бирюзов потребовал от болгарских властей ускорения работ по реставрации храма и восстановления стенописи. Иконописные работы в храме выполнял русский эмигрант Михаил Малецкий. На восстановление храма из бюджета Болгарии было выделено 8 миллионов левов, но в процессе реставрации сметы была превышена и всего было затрачено 12 197 189 левов.
...В июне 1946 г. Советский Союз разрешил части русским эмигрантам приобрести советское гражданство. Этим новым своим гражданам советское правительство, передало храм во временное пользование и разрешило использовать его для богослужений. 28 декабря 1946 г. после реставрации и ремонта храм был передан в ведении архиепископа Серафима, управляющего русскими приходами в Болгарии.
С ноября 1952 г. храм Св. Николая Чудотворца, является подворьем Московской Патриархии в Софии. Благоустройство и украшение его продолжался весь ХХ век. В 1950-х годах в крипте было установлена гробница архиепископа Серафима, рисование стенописи продолжал иеромонах Николай (Шелехов), а в 1990-е годы притвор, где стоит гробница, был расписан монахинями-иконописицами из Княжевския монастыря. Так удалось создать единый стенописный ансамбль в стиле нового болгарского церковного искусства.
Последний раз редактировалось Dimitri 07/10/2009, 22:36, всего редактировалось 2 раз(а).
Мысль им овладела, а он ее оплодотворил.
Аватара пользователя
Dimitri
 
Лет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форуме
 
Сообщения: 4365
Зарегистрирован: 17/07/2007, 10:50
Откуда: Bulgaria-Sofia

Re: Перепитии Духовного Противостояния

Сообщение Ели » 07/10/2009, 17:15

Дим, спасибо!
Я лично никогда таких подробностей не знала об этом храме :oops:
Глупость человеческая беспредельна, ибо разум его не ограничен
Аватара пользователя
Ели
 
Лет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форуме
 
Сообщения: 3601
Зарегистрирован: 01/02/2009, 10:40
Откуда: Sofia

Re: Перепитии Духовного Противостояния

Сообщение 007 » 07/10/2009, 17:15

Вот и сам храм

Изображение
Аватара пользователя
007
 
Лет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форуме
 
Сообщения: 1068
Зарегистрирован: 02/06/2009, 21:12
Откуда: София

Re: Перепитии Духовного Противостояния

Сообщение Lоrrа » 07/10/2009, 18:42

Еще бы тети, которые свечки продают,на людей не кидались...Не удобно было даже перед гостями из России.
«Это невозможно!» - сказала Причина....«Это безрассудство!» - заметил Опыт. ..«Это бесполезно!» - отрезала Гордость. ..
...«Попробуй…» - шепнула Мечта.
Аватара пользователя
Lоrrа
 
Лет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форуме
 
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 03/09/2009, 21:27

Re: Перепитии Духовного Противостояния

Сообщение Lоrrа » 07/10/2009, 18:50

А я с людьми так себя не веду...
«Это невозможно!» - сказала Причина....«Это безрассудство!» - заметил Опыт. ..«Это бесполезно!» - отрезала Гордость. ..
...«Попробуй…» - шепнула Мечта.
Аватара пользователя
Lоrrа
 
Лет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форуме
 
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 03/09/2009, 21:27

Re: Перепитии Духовного Противостояния

Сообщение Dimitri » 07/10/2009, 19:05

А вы что, в оценочной комиссии назначены?
Мысль им овладела, а он ее оплодотворил.
Аватара пользователя
Dimitri
 
Лет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форуме
 
Сообщения: 4365
Зарегистрирован: 17/07/2007, 10:50
Откуда: Bulgaria-Sofia

Re: Перепитии Духовного Противостояния

Сообщение Lоrrа » 07/10/2009, 19:08

Так же , как и вы...
«Это невозможно!» - сказала Причина....«Это безрассудство!» - заметил Опыт. ..«Это бесполезно!» - отрезала Гордость. ..
...«Попробуй…» - шепнула Мечта.
Аватара пользователя
Lоrrа
 
Лет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форуме
 
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 03/09/2009, 21:27

Re: Перепитии Духовного Противостояния

Сообщение Lоrrа » 07/10/2009, 19:45

Может быть...Зависи.
«Это невозможно!» - сказала Причина....«Это безрассудство!» - заметил Опыт. ..«Это бесполезно!» - отрезала Гордость. ..
...«Попробуй…» - шепнула Мечта.
Аватара пользователя
Lоrrа
 
Лет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форуме
 
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 03/09/2009, 21:27

Re: Перепитии Духовного Противостояния

Сообщение Dimitri » 07/10/2009, 20:37

Вы бы проверили,.. так, на всякий случай,..мож уже не зависи?
Мысль им овладела, а он ее оплодотворил.
Аватара пользователя
Dimitri
 
Лет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форуме
 
Сообщения: 4365
Зарегистрирован: 17/07/2007, 10:50
Откуда: Bulgaria-Sofia

Re: Перепитии Духовного Противостояния

Сообщение Lоrrа » 07/10/2009, 20:38

Димитри, щас Оля придет, вот вы с ней и потрепитесь - у вас хорошо получается. А я вас не понимаю.
«Это невозможно!» - сказала Причина....«Это безрассудство!» - заметил Опыт. ..«Это бесполезно!» - отрезала Гордость. ..
...«Попробуй…» - шепнула Мечта.
Аватара пользователя
Lоrrа
 
Лет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форумеЛет на форуме
 
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 03/09/2009, 21:27


Вернуться в Политика...

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3