master7 писал(а):Весo писал(а):
Если меня назовут "тупой патриот" я не буду спорить, не страдаю от тщеславие.
Мастер, не тщестлавите "тупым патриотом", я тоже не хотел тщестлавить, претендуя быть "умным патриотом", только надеялся не быть тупым.
Но люди все не могут понять, что тот, кто против выражения "турецкое рабство", тем самым не отрицает того, что случилось в этом "турецком рабстве"; и никак не предпочитает в замену "османское присутствие". Но если "неправославный по душе" услышит о "рабстве" болгар, то наверное он не может себе представить другого, кроме человека, который всю жизнь проводит прикованным цепями, битым кнутами, не имеющим никакой собствености и никакой зарплаты, только мизерную кашу для поддержки жизни, необходимой владельцу единственно как источника дешевой рабочей силы. Что далеко от истины, хотя и истина может быть и была страшней в эти 5 века. Например тем, что у болгар, благодоря "рабства", появились университеты несколько веков позже чем у дригих народов, живущих под другим "владичеством", и которые не описывали себя как "рабы".
И поэтому пойнт мой не был только в терминологической прецизности, а в себевосприятии общности. Наши предки называли это рабство, накопив у себя силы национальной /не только народностной/ идентичности и претензии на политическую самостоятельность. А для освобождения нужны как подписанные кровьо письма революционеров, так и жесткие термины как "иго" и "рабство". Национальное государство, с его основными средствами национального воспитания - история и национальная литература, утверждали эти термины десятилетиями после Освобождения. Уважая все это, мы теперь можем хотя бы рассматривать, в сути его болгарской историчности /а наверно и балканской вообще, не знаю/ этот термин его вторым смыслом - жестокого политического и народностного бесправия, но не и первым, рабовладельческим смыслом - человеческого бесправия вообще, где право на жизнь и собственость вполне отстутствуют. Если не делаем эту разницу /малая проблема, что термин научно некоректен и западные люди не понимают суть "рабства"/, мы будем жить только в прошлом. И живя в прошлом, будем переносить все его в настоящее - где нынешние турки те самые турки из "рабства", и когда говорим о НАТО и сотрудничестве с Турцией в НАТО, будем говорить в то же самое время о Левски. Идентичное мышление появилось здесь на форуме по другой теме - почему у нас визы, а мы вас освободили. Получается тупость, которая приводит в тупик.
P.S. А если надо быть более убедительным, что точка зрения "против турецкого рабства" не конформистка, могу поставить ее и на другую плоскость, где она окажеться позицией супернационалиста /это не моя позиция, но бывают и такие люди/: не признаю "турецкое рабство", потому что это унизительно для моей национальной идентичности - я не хотел бы называть свой народ рабом даже в прошлом; тем же самым, мне очень неприятно, что против моего парламента и сейчас стоит статуя на коне чужого государя, что центральный храм моей столицы носит имя его хранителя, и что центральный бульвар носит имя того же самого императора. Вот как и может получиться "крайне антирабская" ситуация. В "крайне прорабской" ситуации мы следуем предков, в "крайне антирабской" - наоборот. И в оба случая - тупик.