master7 писал(а): Беседуйте, Ваше дело, но без меня. Я только выполнил Вашу рекомендацию, ответить Валерию.
Спасибо, Ангел, ответили.
Я вот читаю Вас на форуме уже много лет и порой задумываюсь - Вы
нарочно это делаете или Вам просто не удаётся понять какие-то вещи. Простые, в общем-то, вещи.
Позвольте, я лично для Вас их "разжую". Постараюсь использовать при этом простой и доступный для понимания язык.
К сожалению, я в очередной раз убедился, что Ваша, с позволения сказать, "работа" с первоисточниками весьма и весьма своеобразна
...
Это по поводу приведённой Вами цитаты Достоевского из "Дневника писателя". Но к Достоевскому мы ещё вернёмся. Чуть позже.
А пока - краткий экскурс (своё + компиляции) по событиям, которые предшествовали словам Фёдора Михайловича.
Несколько столетий подряд слово «Болгария» было термином исключительно этнографическим. Результатом османского владычества (или всё же - присутствия, мастер
?) стало полное уничтожение всех структур болгарской государственности и независимости болгарской церкви. Положение болгар в составе Османской империи красноречиво характеризует слово «райя» - стадо, именно так турки называли всех христиан Балканского полуострова, которых объявили «неверными». За пять веков болгары были поставлены на грань физического уничтожения. Если в конце XIV века (до утраты независимости) болгарское население составляло 1,3 млн. человек, что сопоставимо, например, с численностью Англии, то к концу XIX века Англия насчитывала уже 35 млн., болгарское же население едва превышало 2 миллиона
. Болгарский народ не имел общеболгарского литературного языка, своей литературы, философии, историографии, живописи.
И вот в середине 18-го века звучат (точнее - пишутся) словА, послужившие своеобразным импульсом болгарского Возрождения.
Их автор - монах Паисий Хилендарский (попутно замечу, мастер, что Вы и его словА перевираете при каждом удобном случае
).
СловА Паисия просты и незатейливы. Но при этом - бьют в самое сердце. Он вопрошает:
«Защо се срамуваш да се наречеш българин и не четеш, и не говориш на своя език?» («Почему ты стыдишься называться болгарином, читать и говорить на своем языке?» )Монах впервые пишет о болгарах как о самостоятельном народе и на примере его славной истории стремится разбудить национальное самосознание своих соотечественников.
Это при том, что европейские державы, за исключением России, оказывают Османской империи всяческую поддержку - помогают денежными субсидиями, военными консультантами, проявляя поразительное равнодушие к фактам бесчеловечных истязаний и массовых убийств десятков тысяч славян.
Более того, цивилизованная Европа открыто защищает право турок применять силу, истреблять славян в ответ на их восстания против рабства. Римский папа Пий IХ открыто выступает на стороне Турции.
Посланник Франции в Царьграде, а позже министр иностранных дел маркиз де Мустье, так тот вообще заявляет: «Все народы не могут в равной степени претендовать на право самостоятельного существования. Они должны представить свои основания на то: роль в истории, гомогенность населения, силу, единство. Всех этих условий не хватает христианскому населению Турции…» Министр иностранных дел Австрии граф Андраши не скрывает, что Австрия заинтересована в
«поглощении этих народов».
Вот так вот как-то, Ангел. А Вы всё про домики, садики да тучные стада
. Впрочем, скоро и до них дойдёт очередь.
Сначала был Левский...
А потом... а потом появляется знамя, на котором начертано "Свобода или смърт". Вот так вот! Ни больше ни меньше!
Лично для меня все эти люди, собравшиеся под знаменем Апрельского восстания, однозначно - герои! Как и Васил Левски, понятное дело.
А для Вас, неизлечимого османофила - кто они, эти люди - Бенковски, Каблешков, Ботев
?
Спрашиваю не любопытства ради - просто хочу понять Вашу точку зрения. Это при том, что существует живучая версия, что, мол, смертельная пуля прилетела Ботеву не в грудь, а в спину.
И тогда вполне можно себе представить какого-нибудь "мутного" чорбаджию, которому это восстание было как кость в горле.
И тогда вполне можно себе представить его праправнука, тоскующего по тем сладким османским временам.
Помнится, я предлагал Вам выступить с лекциями на тему "О замечательной жизни болгар во времена турецкого ига", например, в селе Батак.
Вы, Ангел, кажется, немного стушевались, услышав о таком предложении. Вас чем-то не устраивает тамошняя аудитория
?
А вот теперь можно вернуться и к Достоевскому.
Мастер! Вы уже пятый (или шестой) клоун на моей памяти, который копирует эту часть письма, не понимая/не зная/не умея понять того очевидного факта, что присказка - она и в Африке всего лишь - присказка.
Вырываете предложение из контекста, а потом носитесь с ним, как дурень с писаной торбой. А ведь буквально на той же странице, через несколько абзацев Достоевский резюмирует:
Таким образом, когда вознегодовавшие на болгар за то, что они хорошо
живут, дожили до печальной с ними развязки, то поневоле поняли, что
болгарская жизнь в сущности всего только одна декорация, что все эти домики
и садики, и жены, и дети, и несовершеннолетние мальчики и девочки в этих
домах - всё это в сущности принадлежит турку и берется им, когда он
захочет. Он и берет, и в мирное время берет, и во время процветания берет,
берет и деньгами и скотами, и женами и девочками, и если сверх того всё
продолжало оставаться в цветущем виде, то это потому только, что турок не
хотел разрушать вконец такую плодородную ниву, имея в виду и впредь
почерпать с нее. Напротив, дозволял временем и местами полное процветание,
именно для того, чтоб в свое время почерпать и почерпать... Надеюсь, что известный фильм "Козият рог" - это не сталинская пропаганда, нали?
Помните, там у главного героя было много овец. Не миллиард, конечно
, но довольно много. Чем всё там кончилось - Вам напомнить, мастер?
Ярчайшее подтверждение слов великого русского писателя.
Кстати, там (в "Дневнике...") есть и ещё кое-что (если бы Вы могли дочитывать тексты до конца):
Тут именно, именно причиною какая-то западноевропейская
гадливость ко всему, что носит имя славянства. Этих болгар можно заваривать
кипятком, как гнезда клопов в старушечьих деревянных кроватях! Нет ли тут
именно какого-нибудь инстинкта, предчувствия, что все эти славянские
восточные племена, освободясь, займут когда-нибудь огромную роль в новом
грядущем человечестве, вместо сбившейся с правого пути старой цивилизации,
и станут на ее место? Сознательно западные люди, конечно, это не могут
теперь представить и допустить даже, точно так же как нельзя им представить
гнезда клопов - за что-то высшее и грядущее сменить их. Но тут Россия, тут,
очевидно, поднята идея совершенно новая, всем на соблазн, на гнев и
удивление, тут показалось уже знамя будущего, а так как Россия не "гнездо
клопов", как для них болгары, а гигант и сила, не признать которую
невозможно, и так как Россия тоже славянская нация, то как, должно быть,
эти западные люди ненавидят теперь и Россию в сердцах своих даже
инстинктивно, безотчетно, радуясь всякому ее неуспеху и всякой беде ее!
Не правда ли, мастер, что и сегодня мы с Вами являемся свидетелями того, о чём пророчески говорит Достоевский? Форумный "зверинец" кишит кишмя этой публикой...
Я вот всё говорю Вам "ма-а-астер, ма-а-астер", а вспоминается вдруг русская прибаутка - "мастер - ломастер".
Такая вот лёгкая, лаконичная, чёткая и понятная в определении
...