„Проблемы правового положения российских соотечественников, проживающих за рубежом, и пути защиты их прав, свобод и законных интересов” состоялась в Софии 13-14.10.2012 г.
В конференции приняли участие представители нескольких стран ЕС и балканского полуострова, которыe рассказали о защите прав человека в их странах.
Наше Объединение „РОССОПРАВ КОНСУЛТ” также приняло участие в данной конференции и адвокат Максим Авджийский, председатель управляющего совета общества, выступил с докладом на тему:
Дискриминация права детей-иностранцев на образование в Республике Болгарии.
Доклад основан на конкретных случаях дискриминации, с которыми уже работает наше общество, а также на анализе европейского и болгарского законодательств.
Краткое изложение решил привести и на форуме, так как данная информация будет дополннием информации уже ранее обсуждаемой на нашем форуме.
Дискриминация права детей-иностранцев на образование в Республике Болгарии.
Дискриминация (лат. Discriminatio — различение) — ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку.
Право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации закреплено в статье 7 Всеобщей декларации прав человека, статье 21 Хартии Европейского Союза об основных правах.
Нормы международного права выделяют детей как отдельных субъектов прав, придавая защите прав детей особое значение. С этой целью в отношении детей принят ряд нормативных документов, направленных на нормативное установление перечня основных прав детей, не подлежащих ущемлению, на защиту детей от ущемления их прав и на установление обязанностей государств защищать и соблюдать права детей. Эти нормативные документы категорически запрещают дискриминацию в отношении детей и обязывают установление равных прав детей, находящихся под юрисдикцией государства.
Дискриминацией в отношении детей признается отсутствие равных прав для разных категорий детей.
Запрет на дискриминацию в отношении детей по любому обстоятельству, касающемуся ребенка или его семьи, установлен в Принципе 1 Декларации прав ребенка.
Концепция «наилучшего обеспечения интересов ребенка» заложена в Принципе 2 Декларации прав ребенка.
Вступление в силу Конвенции о правах ребенка 2 сентября 1990 г. стало кульминацией почти 70-летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей и установило основные права всех детей, которые не подлежат ущемлению ни по какому признаку.
Конвенция также вводит концепцию «наилучшее обеспечение интересов ребенка» (статья 3), которое становится обязательным критерием для «всех действий в отношении детей».
Конвенция — это всеобъемлющий список обязательств, которые государства признают в отношении ребенка.
Принципу «наилучшего обеспечения интересов ребенка» уделяется особое внимание в статье 24 Хартии Европейского Союза об основных правах, принятой совсем недавно, в 2000 году.
Конвенция о правах ребенка утверждает, что все дети равны. Этот руководящий принцип пронизывает каждое право, изложенное в Конвенции. Недопущение дискриминации означает, что все дети могут в равной мере осуществлять свои права без исключения и на равной основе.
Кроме того, Комитет по правам ребенка возлагает на правительства задачу принятия активных мер для содействия усилиям по искоренению дискриминации, что включает создание недискриминационных законов.
Власти обязаны принимать необходимые меры, гарантирующие право каждого на защиту от дискриминации. Они должны отменить дискриминирующие положения законодательства, которые способствуют нарушениям прав человека.
В международных правовых актах установлены прямые обязательства государств в сфере образования и здравоохранения.
Право детей на образование
Статья 26 часть 1 Всеобщей декларации прав человека провозгласила не только право каждого человека на образование, но и бесплатность начального и общего образования.
Принципы бесплатности и обязательности начальных стадий образования закреплены в Декларации прав ребенка (Принцип 7).
Эти принципы раскрываются в Хартии Европейского Союза об основных правах, статья 14 которой разъясняет, что право на образование «включает в себя возможность бесплатно получать обязательное образование».
Статья 28 Конвенции о правах ребенка признает право ребенка на образование и требует обеспечивать бесплатное и обязательное начальное образование (п.1 пп.а) и доступность и введение бесплатности среднего образования (п.1 пп.b).
Цель образования в соответствии с пунктом 1(а) статьи 29 — «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».
Что лежит в основе принципа «бесплатности» образования? Правило его общедоступности, которое не может быть связано с наличием или отсутствием денежных средств.
Обязательность и бесплатность основного (начального) и среднего образования в государственных и муниципальных школах декларирует и Конституция Республики Болгарии в статье 53 части 1-3.
Статья 5 часть 1 Конституции РБ устанавливает верховенство Конституции и требование непротиворечия ей законов страны.
Специальный закон РБ об образовании – Закон за народната просвета (далее по тексту – Закон о государственном образовании), в своей основной части полностью соответствует и нормам международного права и Конституции РФ.
Согласно статьям 6, 7 часть 1 Закона о государственном образовании образование в государственных и муниципальных школах бесплатное, обучение детей до 16 лет является обязательным.
Между тем, вынуждены констатировать, что положения Закона о государственном образовании содержат положения, противоречащие нормам международного права и содержащие, с нашей точки зрения, дискриминационные положения в отношении права детей на получение образования.
Так, § 4 ч.1 Дополнительных положений Закона о государственном образовании устанавливает, что иностранные граждане имеют право обучаться в болгарских школах в соответствии с законами и подзаконными нормативными актами РБ.
В том же § 4 Дополнительных положений Закона о государственном образовании, в части 2 вводится закрытый перечень категорий иностранцев, которые имеют право на бесплатное обучение.
То есть в законодательстве РБ существует прямое подкрепленное законодательством ограничение прав детей-иностранцев на получение бесплатного начального и общего образования – правовая, «де юре» дискриминация.
Дискриминация даже не на основании гражданства, а на основании статуса пребывания на территории РБ.
Закон о государственном образовании по разному предоставляет детям, находящимся под юрисдикцией РБ, доступ к реализации права на бесплатное образование:
1. Доступ к праву для детей – болгарских граждан, проживающих и получающих образование на территории РБ.
2. Доступ к праву для детей – иностранцев, проживающих и получающих образование на территории РБ, членов семей иностранцев, получивших разрешение на постоянное проживание в стране (§ 4 ч.2 Дополнительных положений Закона о государственном образовании).
3. Ограничение 16-летним возрастом доступа к праву для детей-иностранцев, проживающих и получающих образование на территории РБ, членов семей иностранцев, получивших разрешение на долгосрочное пребывание в стране (§ 4 ч.2 п.1 Дополнительных положений Закона о государственном образовании). (Дискриминация по возрасту).
4. Отказ в доступе к праву для детей-иностранцев, проживающих и получающих образование на территории РФ, не подпадающих под перечень, приведенный в § 4 ч.2 Дополнительных положений (например, детей-иностранцев, имеющих разрешение на продолжительное пребывание по статье 24 Закона об иностранцах в РБ).
Введение обязанности платить за начальное и среднее образование для этой категории детей-иностранцев (§ 4 ч.3 Дополнительных положений). (Дискриминация по статусу пребывания, по гражданству).
Важным является и вопрос о размере оплаты, введенном государством за получение начального и общего среднего образования в стране. Установление достаточно высокой платы является подтверждением введения существенных ограничений права.
Полагаем, что критерием «высокой платы» можно избрать установленный в государстве минимальный размер оплаты труда. В настоящий момент в РБ этот размер составляет 240 лев в месяц/2880 лев в год на человека.
В подзаконных нормативных актах РБ установлены следующие размеры оплаты за получение ребенком-иностранцем образования на территории РБ:
Минимальная такса – 800 евро (приблизительно 1560 лев) и максимальная такса – 1600 евро (приблизительно 3120 лев).
Суммы показывают, по нашему мнению, что присутствует существенная дискриминация детей в сфере образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент в РБ закрыт доступ к праву на бесплатное образование для некоторых категорий граждан.
Между тем, нормы международного права в области защиты прав детей обязывают государства равным образом заботиться обо всех детях, которые в данный момент находятся под юрисдикцией данного государства, в том числе, выполнять прямые обязательства в сфере образования.
Ликвидировать дискриминацию в сфере образования возможно, упразднив законодательно введенные ограничения прав детей-иностранцев и предоставив всем детям, проживающим и получающим образование на территории РБ, равные права на получение бесплатного начального и среднего образования. Эта цель может быть достигнута внесением изменений в Закон о государственном образовании в РБ, которые исключат из текста этого Закона § 4 Дополнительных положений.
Кроме того, полагаем, что введение в статье 53 п.2 Конституции РБ и статье 7 ч.1 Закона о государственном образовании ограничения обязательности получения образования 16-летним возрастом, а не образовательными стандартами начального и среднего образования также является дискриминацией по признаку возраста. В данном случае эта дискриминация относится не только к детям-иностранцам, но и к детям-гражданам Болгарии.
Конвенция о правах ребенка в статье 1 устанавливает, что ребенком является лицо до 18-летнего возраста.
Право на образование не может быть обязательным лишь до определенного возраста. Обязательным должны быть именно образовательные стандарты – начального и общего образования.
Так, в статье 26 ч.1 Всеобщей декларации прав человека закреплено право каждого человека, независимо от возраста, на бесплатные начальное и общее образование.
В Декларации прав ребенка (Принцип 7) говорится о начальных стадиях образования, а не об образовании до определенного возраста.
Конвенция о правах ребенка также обращает внимание именно на обязательность начального и доступность среднего образования (статья 28 ч.1 п.п.а,b).
Ограничение обязательности образования не образовательными стандартами и программами, а возрастом, юридически ограничивает право ребенка, попавшего в нестандартные ситуации, мешающие получать образование в пределах установленного возраста (тяжелая и продолжительная болезнь, позднее поступление в школу и другие причины, помешавшие вовремя реализовать право), на получение обязательного, установленного стандартом государства, образования.
Полагаем, что исправление этой ситуации возможно путем установления в Законе о государственном образовании РБ положения об обязательности объема образования, а не возраста обучаемого.
Нормативно-правовые акты
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Статья 26
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА
Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 2
1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
Статья 3
1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статья 28
1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.
3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.
ХАРТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВАХ
Статья 14
Право на образование
1. Каждый человек имеет право на образование, а также право на доступ к системе профессионального обучения и повышения квалификации.
2. Данное право включает в себя возможность бесплатно получать обязательное образование.
3. Свобода создания образовательных учреждений при соблюдении демократических принципов, а также право родителей определять характер образования и обучения своих детей в соответствии со своими религиозными, философскими и педагогическими взглядами, обеспечивается согласно национальным законам, которые регулируют осуществление этих прав.
Статья 21
Недопустимость дискриминации
1. Запрещается всякая дискриминация, в частности, по признакам пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических черт, языка, религии или убеждений, политических или любых других взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, рождения, нетрудоспособности, возраста или сексуальной ориентации.
2. В сфере применения Договора, учреждающего Европейское сообщество, и Договора о Европейском союзе без ущерба специальным положениям названных договоров запрещается всякая дискриминация по национальному признаку.
Статья 24
Права ребенка
1. Дети имеют право на защиту и на заботу, необходимую для обеспечения их благосостояния. Они могут свободно выражать свое мнение. Это мнение принимается во внимание в сферах, которые затрагивают интересы ребенка, с учетом его возраста и зрелости.
2. Во всех действиях, которые совершают публичные власти или частные учреждения по отношению к детям, первостепенное внимание должно придаваться обеспечению высших интересов ребенка.
Статья 52
Пределы гарантированных прав
1. Всякое ограничение на осуществление прав и свобод, признанных в настоящей Хартии, должно быть предусмотрено законом и должно уважать сущность названных прав и свобод. При соблюдении принципа пропорциональности ограничения могут налагаться лишь тогда, когда они являются необходимыми и действительно служат общим интересам, признанным Союзом, или потребности в защите прав и свобод других лиц.
КОНСТИТУЦИЯ РБ
Чл. 5. (1) Конституцията е върховен закон и другите закони не могат да й противоречат.
Чл. 14. Семейството, майчинството и децата са под закрила на държавата и обществото.
Чл. 53. (1) Всеки има право на образование.
(2) Училищното обучение до 16-годишна възраст е задължително.
(3) Основното и средното образование в държавните и общинските училища е безплатно. При определени от закона условия образованието във висшите държавни училища е безплатно.
ЗАКОН ЗА НАРОДНАТА ПРОСВЕТА
Чл. 6. Образованието в държавните и общинските училища е безплатно.
Чл. 7. (1) Училищното обучение до 16-годишна възраст е задължително.
Допълнителни разпоредби
§ 4. (1) Чужди граждани имат право да се обучават в българските училища в съответствие със законите и подзаконовите нормативни актове на Република България.
(2) (Изм. - ДВ, бр. 36 от 1998 г.) Училищното образование е безплатно за чуждите граждани, които са:
1. (доп. - ДВ, бр. 9 от 2011 г.) с разрешено постоянно пребиваване в страната, както и ученици в задължителна училищна възраст - деца, членове на семейството на чужденец с разрешено дългосрочно пребиваване в страната;
2. приети по актове на Министерския съвет;
3. приети по междуправителствени спогодби, в които този въпрос е уреден;
4. (новa - ДВ, бр. 105 от 2006 г., в сила от 01.01.2007 г.) ученици в задължителна училищна възраст - деца на граждани на държави - членки на Европейския съюз, на Европейското икономическо пространство и Швейцария, упражняващи трудова дейност на територията на Република България, когато пребивават в страната заедно с родителите, съответно настойниците или попечителите си.
(3) (Доп. - ДВ, бр. 36 от 1998 г., изм. - ДВ, бр. 74 от 2009 г., в сила от 15.09.2009 г.) В българските училища в страната и в чужбина могат да се обучават и чужди граждани срещу заплащане. Размерът на средствата, които заплащат чуждестранните граждани в държавните и в общинските училища, се утвърждава от министъра на образованието, младежта и науката. Средствата се използват за нуждите на учебния процес в училищата, в които се обучават чуждите граждани.
ПРАВИЛНИК ЗА ПРИЛАГАНЕ НА ЗАКОНА ЗА НАРОДНАТА ПРОСВЕТА
Чл. 2. (1) Гражданите ползват правото си на образование в системата на народната
просвета независимо от своята възраст.
Чл. 5. (1) Учениците ползват правото си на безплатно образование в държавните и
общинските училища, като:
1. не заплащат такси за училищно обучение в рамките на държавните
образователни изисквания;
2. ползват безплатно училищната база за обучение и развитие на интересите и
способностите си.
(2) (Изм. - ДВ, бр. 53 от 2001 г.) Министърът на образованието и науката със
заповед определя условията и реда за заплащане на:
1. такси за дейности извън държавните образователни изисквания в държавните и
общинските училища и обслужващи звена, както и за професионално обучение след
завършено средно образование по утвърден държавен прием;
2. разходите за провеждане на конкурсни изпити за приемане на ученици след
завършен VII клас или след завършено основно образование в държавни и общински
училища.
Чл. 6. (1) Училищното обучение до 16-годишна възраст се осъществява в дневна
форма и е задължително за всички граждани на Република България.
(2) (Изм. - ДВ, бр. 53 от 2001 г.) Училището осигурява обучение в индивидуална и
самостоятелна форма за даровити ученици, както и за други ученици в задължителна
училищна възраст, които съгласно издаден от компетентните органи медицински
документ не могат да се обучават в дневна форма.
(3) (Изм. - ДВ, бр. 99 от 2003 г.) Училищното обучение може да започне по-късно
от определената в чл. 7, ал. 2 от Закона за народната просвета възраст след писмена
молба на родителите или настойниците и с решение на екипа за комплексно
педагогическо оценяване към регионалния инспекторат по образованието.
(4) (Нова - ДВ, бр. 33 от 2003 г.) Подготовката на децата за училище една година
преди постъпването им в първи клас е задължителна и се извършва в подготвителни
групи към детските градини или в подготвителен клас в училище по избор на
родителите.
ЗАПОВЕД
Министерство на образованието и науката № РД 09-968/20.07.2004 г.
На основание §4, ал.3 от Допълнителните разпоредби на Закона на народната просвета и във връзка с привеждане размерите на средствата за обучение на чужди граждане в българските державни и общински училища в страната и в чужбина в съответствие с променените икономически условия и действащата нормативна уредба в системата на народната просвета
УТВЪРЖДАВАМ:
1. Размера на средствата на дневна форма на обучение, които заплащат чуждите граждане в българските державни и общински училища за една учебна година в евро както следва:
1. Подготвителни класове в училище – 500 евро.
2. Начални, прогимназилни, основни и средни образователни училища – 800 евро.
3. Спортни училища – 1600 евро.
4. Профилирани гимназии и профилирани паралелки в СОУ
с прием след седми класс – 900 евро.
5. Училища по изкуствата, в т.ч.:
А. Музикални и сценични изкуства – 1350 евро.
Б. Изобразителни изкуства, аудиовизуални техники и производство на медийни продукти, дизайн, художествени занятия – 1250 евро
В. Профилирано обучение по културата – 1100 евро.
6. Професионални гимназии и професионални училища по области на образование, в т.ч.:
А. Транспорт – 1500 евро.
Б. Селско, горско и рибно стопанство – 1500 евро.
В. Стопанско управление и администрация – 900 евро.
Г. Здравеопазване – 2000 евро.
Д. Други области на образование – 1300 евро.
3. Заплащането се извършва по левовата равностойност на евро по курс на БНБ в деня на плащането, като половината от сумата се внася преди началото на първия срок, а останалата половина – преди началото на втория срок. Набраните средства се използват за нуждите на учебния процес в съответното училище.
Без внесена такса ученикът не започва учебната година или се отстранява от училище.
Хотя некоторыe присутствующие на конференции и попытались свести проблему к отдельным единичным случаям, доклад вызвал большой интерес и было роздано большое количество визиток Общества заинтерсованным, что говорит о достаточно распространенном явлении в Болгарии. Это подтверждается и активным обсуждением проблемы на нашем форуме.
В ближайшие 2 недели мы ожидаем официальные ответы на наши запросы из государственных органозв власти Болгарии, о которых сообщим дополнительно. В случае отрицательного или не удовлетворительного ответа, мы планируем передать дела наших клиентов в судебные институции Болгарии, так как уже есть прицеденты положительного решения административного суда в Болгарии, основанного на решении Европесйкого суда : "Пономаревы против Болгарии" от ноября 2011 г., о чем уже писалось на форуме.
Спасибо всем, кто откликнулся на мою просьбу на форуме, и прислал личную и дополнительную информацию по данной проблеме.
Юрий Абашев
Зам.-председателя управляющего совета
Общества "РОССОПРАВ КОНСУЛТ”