В четверг приехали, вот, наконец, собрался отписаться.
Маршрут: Москва-Орша-Киев-Одесса-Рени-Кэлэраш(паром)-Варна-Св. Влас
Состав: Трое взрослых (из них двое водителей), двое детей (девушки 3 и 9 лет).
Авто: Гранд Витара 2.0
Длина маршрута: 2211 км. Изначально были запланированы 2 остановки, разделяющие маршрут на 3 равных отрезка по 750 км: Гомель и Одесса. Также, напуганные сообщениями об очередях на границе Бел/Укр, учитывали, что от Гомеля до Украины всего 40 км, и на границу можно приехать утром как угодно рано.
Выехали в 5 утра.
4 часа до границы с Беларусью.
Первая ошибка. Спросили у пограничника, как переходить границу, но не сказали, что едем транзитом. Он, соответственно, просто махнул: "проезжайте". А надо было оплатить транзит при въезде в страну. Оплатили на выезде, но пограничник долго ругался (не хотел работать).
Чуть дальше - заплатили 22 рубля за проезд по платной трассе.
Кстати, оба этих платежа белорусскими рублями заплатить не разрешили (как иностранцам). Только RUB.
К объездной Гомеля подъехали в 13-00. Решили (поскольку дети чувствуют себя нормально) отказаться от ночевки здесь и ехать дальше до Киева.
Границу в итоге прошли довольно быстро - очередь была небольшая. К этому моменту я еще не решил, где мы будем выезжать из Украины - через Рени или Болград. Но в иммиграционной карте мы написали "Транзит/Болгария", и поэтому пришлось определяться. Сказал - через Рени.
Вторая ошибка. При транзите во въездном штампе указывается погранпереход, через который планируется выезд, и количество дней, отведенных для проезда через территорию Украины (нас об этом сроке даже не спросили). Все – на украинском языке, неразборчивым почерком... Короче, транзит мы на один день просрочили. При выезде пограничник делал страшное лицо, говорил, что сейчас пошлет нас продлевать транзит обратно в пункт въезда. За 10 евро ситуация была разрешена ))
Вообще, надо быть готовым к тому, что на границах стран ex-USSR ничего не объясняют, пока не спросишь, в том числе и важные вещи. Все надо заранее знать самому, или хотя бы знать, о чем спросить.
В Киев приехали в 18-00 (17-00 по местному). Купил симкарту местного Билайна, с целью залезть в интернет и посмотреть гостиницы. Но перенастроить GPRS на коммуникаторе я так и не смог, настройки к нему прислать не смог Билайн, и пришлось по-быстрому глядеть Яндекс из роуминга. Соответственно, нашел нормальную, но, наверное, не самую дешевую гостиницу, куда и заселились.
На следующий день до обеда погуляли по Киеву, и в 13-00 двинули в Одессу. Доехали часов за 5 – старались особо не превышать скорость, так как было много гаишников (стоят в разрыве разделительной, либо под мостами в тенёчке). Трасса хорошая, но очень монотонная – пейзаж на всем протяжении почти не меняется, населенных пунктов вокруг особо нет. В Одессе провели два дня (отсюда - просроченный транзит).
В 8 утра выехали в сторону Рени. Участок Одесса – Маяки оказался наиболее загруженным за всю поездку, хотя по меркам Московской области – ничего особенного. Перед молдавским участком все автомобили волшебным образом уехали куда-то направо, и после этого до самой границы трафик был вполне благоприятным. Талончик, который выдали на въезде в Молдову, на выезде отдать было некому – никто нами не заинтересовался. Здесь впервые мы встретили стандартный для местных дорог дефект – из-за жары асфальт плавится, и получается очень неприятная колея или просто колдобины.
Под Измаилом начал чудить iGo 8.3. Хотя, возможно, виноваты были мы сами. Он пытался провести нас через город, а мы, основываясь на каком-то интернет-отчете, перед ж/д переездом на круге уехали правее на объездную. В итоге долго ехали по какой-то деревне (навигатор упорно показывал, что едем правильно). Но когда встречная «шаха» форсировала нестрашную на вид лужу, погрузившись по середину радиатора, пришлось спрашивать дорогу, которая, как выяснилось, проходила параллельно в полукилометре от нас. Больше проблем не было. Все ругают качество покрытия на участке Измаил-Рени. По московским меркам, конечно, не очень (хотя, сравнимо с некоторыми дворовыми территориями). Но вполне получалось ехать с максимальной разрешенной скоростью – просто на дорогу смотреть надо не прямо перед капотом, а метров на 50-100 вперед, чтобы вовремя отслеживать и объезжать оплавленные участки асфальта.
C проездом насквозь города Рени у многих возникают проблемы. У нас все получилось как-то совсем просто. Общий принцип – ехать все время прямо, периодически спрашивая дорогу до погранперехода у местных жителей, желательно автолюбителей мужского пола. В итоге проезжается насквозь весь город и делается левый поворот на трассу из Молдовы.
На границу приехали в 13-00. Про сам погранпереход нового ничего не скажу. Единственное, странно работает выезд из Молдовы: только в одну сторону. То есть машины обрабатываются поочередно сначала в одном направлении, затем шлагбаум на въезд закрывается и запускается очередь, скопившаяся на другом направлении. Всего на все границы потратили часа полтора – довольно быстро.
На румынской границе, как и многие, не смогли купить ROвиньетку. Были посланы пограничником на бензоколонку. На ней нам ничего не продали, зато сказали, где можно купить. Оказывается, действительно на бензоколонке, но не на любой, а исключительно на ROMPETROL. Первая, которая была найдена, находится в нескольких км после выезда из Брэйлы. Из Галаца в Брэйлу ехали не по Е87, а напрямик вдоль Дуная – iGo в Румынии чудить перестал.
Кстати, в румынском банке для обмена валюты требуют паспорт, как у нас в России когда-то.
Далее мы собирались доехать до развилки с трассой Бухарест-Констанца и на месте определиться – прямо на паром или налево на Констанцу и далее по побережью. При этом ориентировались на расписание парома, приведенное на этом форуме ранее (ближайшее время было 18-30). Решили ехать до парома, так как в случае чего можно было быстро вернуться на развилку (35 км).
Паром найти не сложно. В Кэлэраше нужно всего один раз повернуть направо (мы свернули сразу после бензоколонки, но, наверное, можно и в другом месте), а далее следовать указателям «Ferry boat». Для использующих навигатор: конечной точкой надо выставить не Кэлэраш, а точку на берегу напротив Силистры. От Кэлэраша – еще километров 10.
Паромов два. Один, дальний, идет в Румынию. Он расположен за шлагбаумом с охранником в форме, при нем на берегу чуть ли не речной вокзал построен. Не доезжая до него метров триста есть неприметный съезд к парому в Болгарию. Тут все победнее. Вместо вокзала – ларек «Касса», вместо охранника – темные личности, пытающиеся выманить бутылку водки за ненужную консультацию о порядке проезда. Стоимость парома – 25 лей. При въезде на паром у нас спросили, сколько мы отдали в кассу, когда я сказал «двадцать пять» - уточнили, в какой валюте. Видимо, были случаи, когда «консультанты» просили 25 евро.
Ходит паром часто: на первом мы не уместились и уехали на следующем минут через 20. В итоге в 18-00 уже были на другом берегу. Расписание, приведенное на данном форуме, нарисовано на большом стационарном указателе и, видимо, относится к другому времени года?
На другом берегу недалеко от парома находится объединенный КПП RO-BG, проезжаемый за 5 минут. Тут главное не проехать мимо него на Констанцу. Болгарская виньетка покупается в палатке на выезде с КПП, 1 месяц стоит 13 евро (можно купить сразу два).
В целом всё. По Болгарии ехал довольно быстро, хотелось засветло проехать серпантин перед Солнечным берегом. До Добрича машин нет вообще, только встретилось несколько тракторов. В итоге в 22-00 приехали на место.
Резюме. Общее время езды составило 32 часа – это с ожиданием на границах и остановками в пути. Если бы торопились, могли спокойно в первый день доехать до Одессы – тогда получается одна ночевка. Но заранее не было понятно, как поведут себя в дороге дети (у нас у всех такая дальняя поездка первая). К тому же все границы были пройдены довольно быстро.
По финансовой части, если кому интересно. Гринкарта стоит в зависимости от срока по разному, нам обошлась в 8300 руб. Средний расход бензина составил 11.5 л/100км. Потратили на бензин около 7 тыс. руб., сожгли примерно 250 л. Амортизацию автомобиля посчитать затрудняюсь )) Проживание обошлось в 10 тыс. руб. (3 ночевки), при этом было жесткое условие жить только в гостиницах, а не квартирах. Конечно, эту позицию можно значительно сократить.
Обратно, думаю, поедем через Черновцы. Может, попробуем доехать с одной ночевкой.