Путешествовали в первый раз, трое взрослых и собака (эрдель). Волновались и по поводу дороги и по поводу собаки. Тщательно изучив форум, я сделала для себя выдержки из рассказов форумчан, которые существенно помогли в дороге – я их приведу ниже, помимо собственных наблюдений.
Из Москвы выехали рано: в 5 утра выехали на Киевское шоссе. Оттуда без проблем по трассе М3 (через Брянск) доехали до Российско-Украинской границы (512 км) Троебортное - Бачевск. На российской таможне была очередь из машин 30 – заняло около 2 часов. Вопросов к нам не было, дают декларации, в которых даже собаку сказали не указывать в «объектах флоры и фауны» - т.к. в декларации указываются лишь редкие виды растений и животных. На украинской таможне очередь намного больше и движется медленнее. Как написал один из форумчан, «цель украинской таможни – что-нибудь сорвать. И это им удалось». Зато так быстрее. С документами надо быть предельно внимательными! Если Вы указываете, что едете через Украину транзитом – то надо знать город, через который Вы будете выезжать (в нашем случае Рени в сторону Болгарии и Бачевск на обратном пути в сторону Москвы)! И проверяйте, что именно этот город пограничники напишут в штампе, который они нам почему-то поставили в паспорта! Иначе на границе с Молдавией потеряете много нервов и не только нервов.
Украина: город 60 км/ч, за городом 90 км/ч. Рекомендуют заправки: WOG, OKKO, Золотой Гепард. Мы заправлялись еще на ВР и Лукойле. На всех заправках есть кафе и туалеты.
Выехав из Бачевска по трассе на Киев, довольно быстро попались на подставу местных «гаишников». Они ехали со скоростью 40, провоцируя обгон на дороге с множеством мелких отворотов (до отворота сплошная полоса начинается метров за 100 – надо внимательно следить за знаками)! Вообще я насчитала 16 инспекторов ДАИ пока проезжали по всей Украине. До Киева примерно 350 км, дорога достаточно хорошая, в районе Апрелевки ремонт и объезд через поселок, но достаточно быстро. Вообще, надо быть очень внимательным: встречаются знаки 50 км/ч, и этим пользуются ДАИ.
При подъезде к Киеву появляются указатели на Одессу, по ним легко проехали Киев, выехали на отличную трехполосную трассу Е 95 – по ней 425 км до Одессы. ДАИ много и там, стоят чаще всего в карманах разделительной полосы – чтобы удобнее было ловить с обеих сторон дороги. Но встречный поток машин дружно мигает дальним светом – спасибо всем! Переночевали в г. Умань, но не советую никому останавливаться в «Готеле» на въезде в г. Умань. На обратном пути (в Москву) мы, не доехав до Киева 40 км (41-ый км Одесской трассы), остановились в готеле «Двор Куркуля» - очень понравилось, просторные комнаты, четные номера выходят окнами на лес, кондиционеры, в ванной душ с гидромассажем, в ресторане понравилась еда! С собакой можно. Кстати, везде с собакой можно.
Также, на мой взгляд, информативно сообщение с форума про трассу Киев - Одесса: «В начале трассы довольно много населенных пунктов, где есть ограничение 60 км в час. Надо следить за синими знаками, там так же надо сбрасывать до 70. Знаки населенных пунктов неинформативны и тут может помочь навигатор, который отслеживает пределы скорости и сообщает о том, что Вы превышаете. Основной скоростной предел это 90 км в час. После 280 км по трассе появляются знаки 110 км в час и тянутся практически до Одессы. … Не доезжая до Одессы 46 км, остановился в мотеле Е-95 поспать. Мотель Е-95 - стандартный американский мотель, как будто перенесенный из Штатов. Стандартный номер 495 гривен, качество очень хорошее, бассейн, баня, ресторан».
Не доезжая до Одессы – поворот направо на Измаил, Болград. Дорога очень средненькая, а местами и совсем плохая, обгонять автобусы и грузовички довольно непросто. Указатели везде присутствуют – все понятно. Также руководствовалась следующей подсказкой с форума:
«До Одессы ехать ТОЛЬКО по Е95.
С Одессы до Рени:
1. по Е87 через Маяки и Молдавию (там не таможня, а всего лишь 2 шлагбаума с талончиками).
2. км. 230 приблизительно будет село Кирнички, там указатель:
==> Болград 44 (Е87 поворачивает именно туда)
<== Измаил 44
но, нам надо ехать в сторону Измаила, а потом руководствоваться указателями на Рени, на а/д Измаил-Болград самое главное не пропустить поворот на Рени, он километрах в 10 от Измаила (указатель присутствует)
3. При въезде в Рени ехать только прямо в центр (на указатели не обращать НИКАКОГО внимания), объехать с правой стороны площадь с церквушкой, и опять только прямо, мимо 3-х новостроек (5-ти этажек) сразу попадете на выезд из города, потом доезжаете до Т-образного перекрестка поворачиваете НАПРАВО => и сразу метров 300 НАЛЕВО <= .... и Вы снова на Е87
4. Теперь прямо на пункт пропуска.
5. Заправка в Рени обязательно до полного бака, т.к. бензин А-95 в Украине 0,6 евро примерно, а Румынии примерно 1,0 евро. а полного бака хватит, еще и останется до Болгарии».
Граница Украина (Рени) – Молдавия (Джурджулешти). Опять долго; опять ветврач; более того, из-за собаки нам выписали красный коридор - чуть не стали раскручивать машину из-за этого – типа досмотр ; исправляли ошибку таможенников Бачевска, написавших нам неправильный выезд (нарочно что ли?)…
Далее, заплатив в Молдавии экологический сбор 3 долл., проехали к следующей границе. Молдавия (Джирджулешти) – Румыния (Галац). В Молдавии все быстро. В Румынии надо купить виньетку – 3 евро или 12 леев, показав техпаспорт (покупать справа, не доезжая до пункта осмотра – ну или встав в очередь пройтись пешком назад). Машин почти не было, все очень быстро.
Румыния: город 50 км/ч, за городом 90 км/ч. Заправляться посоветовали на Petrom. Но если заправились на Украине, этого хватит, чтобы проехать всю Румынию.
Въехали в Галац в воскресенье в 3 часа дня (по местному времени). Нет ни карты, ни леев. Если ехать прямо (по трамвайным путям), то на Т-образном перекрестке после поворота направо будут две заправки. На одной из них есть мотель Анхель – вполне приличные номера (мы там останавливались на обратном пути), только душно. На другой заправке - MOL – продаются карты. Поменяв у прохожих 5 евро на леи, чтобы купить карту, мы ее стали изучать. Нам повезло – на заправке был мужчина, который идеально разговаривал по-английски и подробно объяснил нам, как кратчайшим путем проехать в Варну. Огромное ему спасибо. Делюсь его советами.
Галац – Брейла. Нас направили не по Е-87, а вдоль Дуная, через мост через платину – так короче и проще. Чтобы выехать из Галаца, на Т-образном перекрестке (о котором я написала выше) надо повернуть налево, далее на 3ьем светофоре повернуть направо (будет специальная стрелка) на улицу с троллейбусами и ехать по их маршруту (проехав и круговое движение), чуть далее троллейбусы будут разворачиваться, нам надо проехать прямо до следующего кругового движения – проехать в первый правый поворот – далее прямо – выезд из города. До Брейлы примерно 20 км, есть камни с отсчетом км. После въезда в Брейлу будет поворот налево (ориентир – там есть заправка). Это дорога к парому (ferry-boat – кстати, все румыны это «кодовое» слово знают – и если спросить – подскажут, как к нему проехать!). Паром стоит 17 леев + по 1 лею за пассажира. Паромы ходят постоянно, очереди нет - только ожидание, пока каждая машина заедет на паром. Переправа занимает не более 10 минут! С парома ехать по основной дороге, выехать из Брейлы в сторону Мацина (снова по Е-87). По сильно извилистой, но очень живописной дороге через «заливные леса» доехать до Мацина, проехать его прямо – никуда не сворачивая (Е-87 уходит налево, но нам надо ехать прямо) по направлению к Церне. Проехать Церну, ехать до Хории. В Хории надо повернуть направо – внимание – резкий поворот, но есть указатель (кажется, на Констанцу). Для проверки – следующий город – Chiucurova, потом Черкесская Слава и Русская Слава (города прямо на русском и написаны – приятно!), потом Caugagia и выезд на Е87 снова (направо, в сторону Констанцы). Первый город – Байа – там была ночевка. На румынском хостиницы/ мотели и т.п. называются «пансионами» - поэтому не ищите слов «hotel/motel» в маленьких городках, а обращайте внимание на пансионы. Мы остановились в последнем пансионе города (с левой стороны дороги), номера приличные, но без кондиционера, еда вкусная. Вообще в Румынии понравились молочные продукты.
Далее по Е-87 ехать прямо до Констанцы, Мангалии и на границу в город Вама-Вече. Мы соблюдали скоростной режим, местных гаишников ни разу не видели, румыны носились с нереальной скоростью. Смущало обилие крестов вдоль дороги…
Граница Румыния – Болгария проходится просто за минуту! Кстати, есть плюс, что Россия не в Евросоюзе – машин в нашем коридоре просто нет – в Болгарию в основном ехали Румыны, которые создавали некую очередь в коридоре для граждан Евросоюза. Болгарская виньетка покупается на выезде с пограничного пункта – проехать сложно, т.к. там все останавливаются и покупают ее. Мы купили две недельные. Принимают за виньетку левы, леи и доллары. Напротив есть обменный пункт, где мы и поменяли левы.
Болгария: город 50 км/ч, за городом 90 км/ч. Из заправок советовали OMV, но мы мимо таких заправок не проезжали, поэтому заправлялись на Shell. Кажется, наш Аутлендер чувствовал себя хорошо.
От границы (г. Дуран-Кулак) до Золотых Песков 90 км. До Варны 107 км. Дорога хорошая, много информативных указателей, заблудиться сложно. Встречаются местные гаишники, но встречка всегда старательно предупреждает (братья-славяне!).
Приехав в Золотые Пески, стали искать наш отель с помощью такси – попались на традиционный фокус: таксист нас провез по всем Золотым Пескам, а оказалось, что надо было вернуться на 100 м назад. Для собаководов: единственный отель на Золотых Песках, где принимают с большими собаками – Джойа Парк (Joya Park ***), назван в честь собаки хозяйки отеля ризеншнауцера Джойи. Отель очень милый, хорошие номера, вежливые горничные, и вообще домашняя уютная атмосфера. Только их ресторан нам не понравился – долго и невкусно, но на Золотых Песках можно найти много мест, где можно хорошо поужинать (мы чаще всего ели в ресторане Эрма / Erma).
Обратная дорога не вызывала затруднений: Золотые Пески – Дуран-кулак – Вама Вече (купили румынскую виньетку, т.к. прошлая была на неделю и уже закончилась) – Мангалия (почему-то заблудились и сделали крюк по побережью, прежде чем вернулись на Е-87) – Констанца – длинная и прямая Е-87 до Байи – после Баий поворот налево к Хории – Caugagia – Русская Слава – Черкесская Слава – Chiucurova – Horia – Cerna – Macin – Breila – паром – Galati (в Галаце искали отель, почему-то три отеля по дороге были закрыты, вернулись на нашу заправку – мы еще хотели оставить товарищу, который дал нам ценные советы, презент, но работники заправки, которые вспомнили нас, сказали, что он там больше не появлялся , поэтому мы просто переночевали в мотеле Анхель и рано подъехали к границе с Молдавией, утром все пограничники дружелюбнее и быстрее.) – границы.
Опять из-за собаки Украина дала красный коридор, теперь мы сами написали в транзитных карточках пункт, через который будем выезжать (Бачевск), тщательно проверяли печати. – Из Рени надо ехать по указателям Измаил, Болград, указателей достаточно, если что – местное население подскажет. – мимо Измаила – через шлагбаумы (Молдавию). Где-то посередине пути между шлагбаумами (т.е. формально в Молдавии) был овощной рынок, где мы купили и персики, и помидоры и т.д. Все вкусное, до Москвы дожило.
Далее мимо Одессы – не доезжая до Киева км 40 остановились в мотеле «Двор Куркуля» - Киев (ехать по указателям на Чернигов, потом после Киева на развилке в г. Копти повернуть на Глухов) – Глухов – Бачевск, граница, машин немного, но все опять долго, правда, вопросов уже нет – Российская граница еще дольше, но вопросов к нам нет. После Троебортного (российская граница) мы расслабились и проехали прямо по направлению в Орел, вместо того, чтобы повернуть налево на Брянск (на повороте заброшенный пункт ДПС). Поехав через Орел, мы увеличили расстояние до Москвы км на 50, но самое страшное – это 120 км ужаснейшей дороги до трассы Е-95 - машин не было вообще, но скорость была не больше 80, а то и до 60 приходилось снижать – большая потеря времени.
Если будут какие-то вопросы – с готовностью отвечу на них!