Впервые идея отправиться в Болгарию возникла еще в 2006 году. В тот год не успели нам сделать загранпаспорта, и пришлось ехать в проверенную Феодосию. Следующие два года «выпали» по уважительной причине. Родился второй ребенок – сын Юра.
В этом году к отпуску готовиться начали еще с зимы. Если спросите, почему Болгария, то я, наверное, даже не найду что ответить. За рубежом мы еще не были, и как-то так негласно решили, что первый опыт познания «иных земель» пройдет именно в Болгарии. Черноморец был выбран по совету нашего болгарского друга, как тихое, спокойное и недорогое место. Скрупулезное изучение нашего форума только утвердили нас в правильности выбора. Забегая вперед, скажу, что мы ни секунды не пожалели о том, что выбрали именно Черноморец.
Сразу решено было ехать на автомобиле. Дешевле, интереснее, познавательнее. Возможно, утверждение спорное, но лично мне не жалко потратить почти 8 дней отпуска на поездку по новым, незнакомым местам и странам. Были опасения, как дети перенесут длительную поездку, но они оказались молодцами.
Отель выбирали, пользуясь следующими источниками:
В результате остановились на этом варианте:
На форуме уже писали об этом уютном домике и его замечательных хозяевах. Списались по эл.почте, забронировали номер на август (сам процесс переговоров происходил еще в феврале!) Через «Юнистрим» перечислили Румену (хозяин) предоплату в размере 30 евро (комиссия за перевод составила 8%). В начале июля съездил в Москву, сдал документы на визы. Через несколько дней нам доставили паспорта (Пони-Экспресс). Еще три мучительных недели, и вот он, отпуск!
Дорога.
Маршрут прокладывал при помощи всезнающего Интернета (
Ульяновск – Инза – Пенза – Тамбов – Воронеж (новый мост через Дон) – Острогожск – Алексеевка – Валуйки – Логачевка-Пески (граница с Украиной) – Купянск – Изюм – Павлоград – Днепропетровск – Соленое (визит к родственникам) – Кривой Рог – Новый Буг – Вознесенск – Одесса – Татарбунары – Измаил – Рени – Галац – Брэила – Тулчеа – Констанца – Мангалия – Дуранкулак – Варна – Бургас – Черноморец.
Выезд запланировали на субботний вечер 1 августа. Весь день перед поездкой прошел в сборах и попытках отдохнуть перед дальней дорогой. Избыток адреналина так и не позволил мне (единственному водителю) заснуть.
Итак, 1 августа в 21 час выдвигаемся в следующем составе: я (водитель), супруга (штурман), дочка (5 лет), сын (2 года). Автомобиль Рено Меган седан 1.6, 2008 г.в., пробег 11000 км.
21.40 – Ульяновск. Старт от дома. Выезжаем на трассу Ульяновск – Саранск.
23.06 – 100км – Урено-Карлинское. Поворот налево по указателю на Инзу.
23.20 – 121км – Карсун.
00.09 – 185км – Инза. Сразу за железнодорожным путепроводом поворот направо. Через 2км – налево, по главной.
0.34 – 210км – Ночка. Внимательно на ж/д переезде! Сразу за ним, через несколько метров, еще одна рельсовая колея, очень неприятная.
Ранее проблемный участок дороги от Инзы до Пензенской области отремонтирован полностью. Ровная, широкая дорога.
0.56 – 233км – Никольск.
1.48 – 298км – Городище. Остановка размяться, подышать некондиционированным воздухом и полюбоваться ночным небом. Вот в чем прелесть отсутствия уличного освещения – красивейшее звездное небо!
2.35 – 345км – Пенза. Решили проехать не по объездной, где при ограничении 40 км/ч часто дежурит ДПС, в том числе и ночью, а через город, благо транзит несложный. Через 4 км после Чемодановки V-образная развилка у поста ДПС. Прямо – на объездную, налево – в город. После Большого Сурского моста на первом светофоре налево, на 180гр. Далее дорога поворачивает направо, и мы попадаем на центральную улицу города. Едем через весь город этой улицей, никуда не сворачивая. Уже на выезде, у троллейбусного депо, будет S-образный изгиб дороги.
3.06 – 371км – Константиновка.
3.43 – 426км – Каменка.
4.35 – 493км – Поим.
6.15 – 607км – Рассказово. Дети проснулись. Остановка. Завтракаем, разминаемся.
7.04 – 625км – Новая Ляда.
7.17 – 637км – Тамбов. При въезде в город – мост через р.Цна. После моста налево и мимо Соборной площади доезжаем до Т-образного пересечения с ул. Советской. Поворачиваем налево и по ул.Советской добираемся до Лермонтовской улицы. Указатели присутствуют. На Лермонтовской – направо. Через Лермонтовский ж/д мост, на выезд из города. Это не единственный путь для транзитников, но я проезжал именно так. Никаких проблем не возникло.
10.09 – 846км – Новая Усмань (под Воронежем). Стоянка до 11ч. Выехали на М4, повернули направо. Дальше нам нужно было на Нововоронеж через свх. Масловский. Для этого с М4 нужно повернуть налево. Поскольку в Новой Усмани присутствует разделительная линия с поребриком, пришлось проехать немного вперед, там сделан разворот, и вернуться обратно, до большого указателя «Масловский».
11.15 – 864км – свх. Масловский. Через 2 км. после совхоза Т-образный перекресток. На нем налево. Еще через 13км на V-образной развилке направо (указатель на Нововоронеж). Далее – прямо, на новый мост через Дон. Дороги здесь везде очень приличные, с широкими обочинами.
11.38 – 897км – Борщево.
12.23 – 943км – Солдатское. Очень долго ехали за колонной сельхозтехники. Обгонять через сплошную принципиально не стал, хотя гайцев на пути следования так и не оказалось.
12.46 – 965км – Острогожск. Въезжаем с севера, по улице Карла Маркса (практически в каждом населенном пункте России и Украины нам довелось проехаться по улице имени прославленного основоположника теории построения социализма). Поворот направо на улицу Кирова. Кажется, был даже указатель «Алексеевка». Далее – прямо.
12.59 – 978км – Новая Осиновка.
13.21 – 1006км – Иловка.
13.26 – 1013км – Алексеевка. Тут пришлось поплутать. Сначала уперлись в железнодорожный вокзал. Нам нужно было переехать через ж/д пути. Нам показали ближайший переезд. Он оказался закрыт на ремонт (тот, который на ул.Чапаева). С большим трудом нашли путепровод, сразу за ним нужно повернуть направо, почти на 180гр. Дальше уже никуда не сворачивать. На выезде из Алексеевки – кольцо. Нам на нем прямо, на Валуйки.
14.17 – 1047км – Камышеватое.
14.37 – 1075км – Подгорное.
14.53 – 1097км – Валуйки. Собственно города-то и не увидели. На въезде поворот налево, на Уразово.
15.06 – 1111км – Уразово.
15.34 – 1125км – Логачевка.
Первая граница в нашем путешествии. Машин на российской стороне было 10шт. Погранцы работают неторопливо, не особо напрягаясь. Пока ждали на российской стороне, детишки с мамой погуляли по окрестностям, погоняли коз и кур с петухами. Когда же въехали на территорию таможни, строгий дядя с усами под страхом смертной казни запретил детям выходить из машины. На российской стороне собственно проверка заключалась в «откройте двери, капот, багажник». Декларацию заполнять не просили, выезжали из России и въезжали в Украину по российским паспортам. В иммиграционной карточке указали целью поездки «частная», а конечный пункт – адрес родственников под Днепропетровском, к которым мы собирались заехать. По нашим впечатлениям, украинские пограничники значительно более вежливы, чем наши, да и работали они в тот день побыстрее наших. В результате – почти 3 часа на преодоление кордонов.
18.33 – 1130км – Пески. Украина повергла в легкий шок качеством и шириной дорожного покрытия. Особенно на фоне хороших белгородских и воронежских дорог. После Песков километров 15-20 дорога местами по ширине в полтора корпуса машины. Но зато трафик нулевой. Так что первый шок, можно сказать, быстро прошел. Как я впоследствии убедился, дороги в Украине бывают гораздо хуже.
18.45 – 1139км – Николаевка.
18.51 – 1145км – Жовтневое.
19.00 – 1157км – Таволжанка.
19.09 – 1162км – Двуречная.
19.24 – 1181км – Купянск. Где-то в начале города заправился на «УкрНафта», спросил дорогу на Изюм. Расплатился картой Maestro (Сбербанк). Собственно транзит на Изюм элементарен – все время прямо по одной улице, по которой въехали в город.
20.22 – 1229км – Боровая.
20.46 – 1260км – Изюм. На ночлег остановились в гостинице «7 ветров» (
Здесь и далее, рассказы о гостиницах прошу не считать рекламой. На предмет наличия мест в гостиницу мы позвонили заранее, в Купянске. Нас уверили, что четверых в одном номере смогут разместить без проблем. Гостиница оказалась шикарной. Расположена она на горе Кремянец, на выезде из города, на трассе Харьков-Ростов. Двухкомнатный люкс нам обошелся в 660 гривен. Охраняемая стоянка, ресторан с живой музыкой. В номере кондиционер, два телевизора, огромная ванная, электрическая сауна. Расплатился банковской картой и за номер и за ужин, что было очень кстати, так как гривны мы так и не купили по пути.
В общем, славно отдохнули после почти суток в дороге и на следующее утро, в 8 часов, двинулись дальше. Спустившись с горы, поворот направо, на Грушеваху.
8.24 – 1301км – Грушеваха.
8.54 – 1338км – Садовое.
9.10 – 1350км – Веселое.
9.15 – 1357км – Екатериновка.
9.22 – 1361км – Лозовая.
Характерная особенность этих украинских мест – отсутствие табличек с названиями населенных пунктов. Так, мы не сразу поняли, что попали в Лозовую. Пришлось останавливать велосипедиста и спрашивать, где мы?
Чтобы проехать на Павлоград со стороны Екатериновки нужно добраться до ж/д моста, за ним на светофоре направо, мимо центрального рынка. Далее везде прямо.
Вот такие асфальтоукладчики в Украине. Стоит ли удивляться качеству дорог?
10.18 – 1424км – Павлоград.
Транзит на Днепропетровск со стороны Лозовой. На первом перекрестке направо, на следующем налево. Дальше – прямо. Дорога упирается в трассу Донецк-Днепропетровск. Здесь нам направо. Дальше по мосту через речку и прямиком на выезд из города.
Трасса от Днепропетровска до Павлограда отличная, на всем моем пути по Украине, наверное, самый приятный участок. Четырехрядное шоссе (2+2) с новым покрытием. Есть, правда, двухполосный участок длиной около 4-5 км. Но, судя по всему, его тоже скоро расширят.
10.52 – 1461км – Мелиоративное.
11.09 – 1488км – Днепропетровск.
Въезжаем в город на проспект «Газеты «Правда». По не самой ровной, но широкой дороге с большим количеством транспорта двигаемся к Днепру. Его форсируем по «Новому мосту». По мосту едем по средней полосе. При съезде с моста выбираем средний рукав, там поворот только налево (пропустить помеху справа). Повернули, и метров 100 прямо до светофора, на светофоре направо. Мы на Набережной (ограничение 40км/ч), все время прямо по главной. На большом кольце (площадь Победы) направо, на ул.Космическая. Эта улица долго петляет и упирается в Т-образный перекресток, на нем налево. Это Запорожское шоссе. Чуть дальше будет развилка. Налево – аэропорт. Нам взять правее, на Запорожье.
12.09 – 1538км – Соленое.
Остановка на полтора часа у родственников. Дальнейший маршрут спланировали через Кривой Рог.
14.50 – 1620км – Малософиевка.
15.01 – 1640км – Софиевка.
15.30 – 1680км – Кривой Рог.
На первом кольце направо, на следующем кольце прямо. Через 2700м слева будет Центральный рынок. Едем прямо. Через 1км после рынка большое кольцо (площадь Освобождения). На нем прямо, через мост. За мостом первый перекресток налево. Дальше будет Т-образная развилка, нам направо. Примерно через 2км поворот налево, и прямо до Николаевского шоссе.
16.27 – 1735км – Казанка. Проезжается насквозь, по главной.
16.45 – 1762км – Новый Буг.
Самая большая моя ошибка при планировании маршрута. Здесь мне надо было на Николаев уйти, сэкономили бы уйму времени и нервов. Но я решил «спрямить» дорожку…
17.07 – 1796км – Воссиятское.
17.44 – 1855км – Вознесенск. На первом большом перекрестке направо. После моста второй перекресток налево. Справа будет центральный рынок. На «треугольном» перекрестке налево.
18.05 – 1882км – Веселиново.
Перед въездом V-образная развилка, на ней берем левее. Въезжаем в село с востока, на большом перекрестке по главной налево. Здесь начались жуткие дороги. Сначала подумалось – вот ведь какое село противное, совсем дороги никуда не годятся! Как же мы ошибались… Дороги в Веселиново были просто европейским хай-вэем по сравнению с тем, что началось дальше и длилось на протяжении 30 (!!!) километров. Самым верным, наверное, будет сказать, что дороги между Веселиново и Викторовкой нет совсем. Хотя нет, местами видно, что когда-то это было дорогой… Самое удивительное, что машин на этой «трассе» полно, и легкового, и грузового транспорта. Местные накатали вдоль сей жертвы неудачного бомбометания местами приличные, местами с огромными лужами грунтовки. Вот только съезд-выезд с этой грунтовки не всегда удобен. В общем, машинам с небольшим клиренсом езда по этому участку заказана. Наша крейсерская скорость была 10-20км/ч. Удивительно, как можно терпеть такое безобразие на маршруте, в принципе, межобластного значения. Ведь это кратчайший путь между Кривым Рогом и Одессой.. Возможно, разгадка кроется в том, что этот участок находится на границе Николаевской и Одесской областей?...
Самый страшный участок нашего маршрута.
19.13 – 1917км – Викторовка.
19.36 – 1940км – Петровка.
19.51 – 1958км – Коминтерновское.
20.05 – 1976км – Свердлово.
Как попасть на одесскую окружную. Въезжаем в Одессу (или пригород?) В общем, сразу на въезде – автовокзал. На четвертом перекрестке (большой, кольцеобразный) поворачиваем направо и, собственно, попадаем на окружную. Здесь, на берегу, простите, Куяльницкого лимана, заправились на АЗС “OKKO”. Объездная пересекает киевскую трассу М-05. После этой развязки через 3км кольцо «Два Столба», на нем нам нужен второй поворот направо (указатель на Рени).
20.54 – 2012км – Хлебодарское.
21.13 – 2038км – Маяки.
Здесь кусочек молдавской земли. Нужно остановиться, получить от пограничника талончик с количеством человек в машине. Километров через 20, на следующей таможне отдать талончик другому пограничнику.
22.43 – 2116км – Сарата.
После въезда будет развилка, нам налево (указатель Рени, Болград).
23.08 – 2141км – Татарбунары.
23.50 – 2196км – Кирнички.
За поселком развилка. Прямо – Болград, налево – Измаил, Рени.
0.20 – 2235км – Измаил.
На въезде кольцо, на нем налево, через ж/д переезд. Въезжаем в Измаил. Через 1-2км слева гостиница «Грин Холл». Здесь ночевка.
Гостиница, о которой читал в интернете хвалебные отзывы, оказалась действительно очень приличной. Номер люкс на четверых (большая двуспальная кровать и раскладной диван) обошелся нам в 380 гривен. Проблема отсутствия местной валюты и терминала для банковских карт решилась просто – расплатились евро.
При гостинице есть бар, в котором назавтра мы позавтракали и в 8.40 двинулись к границе.
Чтобы не ехать через Измаил, вернулись обратно на кольцо и повернули налево, на объездную. По объездной еще одно кольцо, на нем прямо. Далее Т-образный перекресток, на нем направо, в д.Броска. Через 2,5км после Броска – поворот налево. Переезжаем по мосту мимо озера Ялпуг. Здесь очень много рыбаков, рыбачат и на лодках, и с берега.
9.01 – 2262км – Новосельское.
9.11 – 2275км – Орловка.
Въехали в село за болгарской фурой. На девятом перекрестке налево (по главной, ошибиться сложно). На выезде – мост. Далее до Рени дорога идет вдоль Дуная.
Если трасса Одесса – Измаил оставила очень неплохое впечатление, то от Измаила до Рени, конечно, дорога похуже. Но все-таки не так страшно, как некоторые пишут. Вполне проходимый участок, но на полотно смотреть нужно внимательно на предмет выбоин.
9.31 – 2298км – Рени.
В этом городе дороги отвратительные. Ехать нужно аккуратно, но опять же, все это преодолимо. Весь транзит через город занимает 10-15 минут. Подъезжаем к Рени со стороны Измаила. После двух бетонных стел с надписью «Рени», расположенных слева и справа от дороги, попадаем на мост через ж/д. Переезжаем мост и попадаем на улицу «28 июня». Едем по ней все время прямо до площади с памятником Ленину (в какой-то момент улица разделяется на две с односторонним движением). Проезжаем мимо площади и оказываемся на улице Комсомольской. По ней прямо, выезжаем из города. За городом Т-образный перекресток, направо. Метров через 200-300 налево, на таможню.
На украинско-молдавской таможне машин было немного, мы оказались вторыми. Почти все, кто подъехал следом за нами, русские. Все ехали в Болгарию, и все, как и мы, впервые..
Украинский пограничник заставил заполнять декларации, пришлось пересчитывать все деньги. Затем он вежливо попросил нас выгружать весь багаж для полного досмотра. Когда я поинтересовался, чем я навлек на нас такую немилость, он, словно извиняясь, сказал, что у них разнарядка шмонать все русские машины, т.к. якобы наши стали в Европе в последнее время «куролесить», как он выразился. В результате ускорение процесса обошлось нам в 1500 русских рублей. Такую же сумму, насколько я понял, отдала московская машина, стоявшая перед нами. В общем, с украинцами удалось «ускориться», зато молдаванин (пост совмещенный) очень долго копался, пытаясь отыскать под капотом моего Мегана номер кузова. Что самое удивительное, ему удалось его найти (что не смог сделать инспектор нашего ГИБДД, ставивший машину на учет). Да, еще заплатили молдаванам экологический сбор 100 рублей. Итого на эту границу затрачено почти 1,5часа.
На кусочке молдавской земли заправились до полного на Лукойле. Расплачивался картой, причем терминалы очень медленные, а Сбербанковская Maestro не сработала. Хорошо, что перед отъездом сделал еще одну карточку – Visa Classic (БинБанк). С ней проблем не было нигде.
Подъезжаем к молдавско-румынской границе.. Легкий шок от количества машин в очереди. Несмотря на то, что я был подготовлен к этому зрелищу рассказами очевидцев, реальность превзошла все ожидания… Пристроился я в хвост очереди из 30-40 машин. Слева на обочине еще почти столько же.. Как только поднимается шлагбаум, начинается вакханалия. С обочины устремляется толпа машин, пытаясь втиснуться вне обочины, в это же время навстречу едут машины, покидающие таможню. Да еще сзади подъезжает фура, пытающиеся проехать на таможню, так как у них своя, отдельная от легковых машин, очередь. В общем, не рискнул я с ходу лезть в этот замес. Пошли к пограничнику, «дергающему за веревочку».. И так, и сяк к нему обращались - делает вид, что по-русски он ни бельмеса. Потом выдает – вне очереди только дипломаты и автобусы с детьми. Простояли мы час на жаре, после чего наше терпение лопнуло. Жена взяла на руки сынишку и пошла «давить на жалость». Пропустил он нас вне очереди, и еще до кучи все русские машины, которые были за нами. Дальше все уже не так муторно, как тупо стоять на жаре в толпе молдавских торгашей и материться. У молдаван – проверка документов, беглый осмотр машины и ее содержимого, штампы в паспорта – и к румынам. Здесь все очень быстро и четко. Румыны понимают по-русски и даже что-то пытались говорить. Один из таможенников зачем-то присел на водительское сиденье, повертел головой, заглянул в бардачок и посюсюкал с детьми.. Спросил, где можно купить ровинетту. Пришлось пешком вернуться метров на 200 назад, там будочка. Цена – 3 евро на неделю. Румынские леи не брали, сказали, что на них на заправках можно купить, а на границе только евро (румынские денежки я купил еще на молдавской границе – 95 леев на 1000 рублей).
Переход второй на сегодня границы – с 11.30 до 13.40.
14.00 – 2317км – Галац.
Поскольку планировали попасть на паром в Брэиле, я хотел найти коротку дорогу вдоль Дуная, которая бы вывела нас сразу на паром. Не судьба. На пути по проложенному мной маршруту оказался ремонт, пришлось ехать по указателям. В результате в Брэилу мы заехали с северо-запада. Чтобы не плутать, остановились возле таксистов. Спасибо форуму, по румынски я знаю слово «паром» - «бак». Таксист с удовольствием согласился за 5 евро нас сопроводить. За переправу взяли с нас 19 леев. Вместе с погрузкой-разгрузкой весь процесс занял минут 30-40.
15.50 – 2371км – Мачин.
На въезде в город остановились на заправке сводить детишек в туалет. Заодно купили карты (Румынии, Болгарии и румынско-болгарского побережья). Каждая стоила около 15 леев.
16.01 – 2378км – Джийила.
16.38 – 2411км – Исачча.
17.14 – 2446км – Тульча. При въезде поворот направо, на объездную. На выезде, на перекрестке с двумя АЗС – направо.
17.46 – 2482км – Бабадаг. На въезде и в центре городка две V-образные развилки. На первой направо, на второй – налево.
18.13 – 2513км – Михай Витязу.
18.42 – 2558км – Лумина. На выезде развязка (Т-образное пересечение с трассой Е60 – налево).
18.55 – 2573км – Констанца.
Ехали через объездную. На форуме читал про низкое качество дороги и высокий трафик, но на поверку все оказалось не так страшно.
19.21 – 2587км – Эйфория-Норд. На кольце при въезде нужно держаться правой стороны.
Нужно отметить, что проезд по румынскому побережью оставил двоякое впечатление. С одной стороны, конечно, интересно, как и все новое. Но скорость передвижения через прибрежные курорты была крайне низкой. Трасса проходит непосредственно через курортную зону, и частенько отдыхающие в купальниках снуют через дорогу к киоскам и магазинчикам.
20.05 – 2628км – Вама Вече.
Переход последней границы занял минут 15. Отдали паспорта, размялись, детишки побегали туда-сюда через границу. Пообщались с двумя семьями, так же ожидавших оформления (русские и украинцы).
Метров через 100 после КПП обменяли 50 евро на левы и купили винетку (7 или 8 долларов на 1 неделю - на месяц не было в наличии).
Поскольку усталость накопилась, начало темнеть, а дорога предстояла в том числе и через горы, решили заночевать в первом же населенном пункте Болгарии.
20.43 – 2635км – Дуранкулак.
Остановиться на ночлег решили на берегу живописного Дуранкулакского озера. Номер с четырьмя кроватями в небольшой «рыбацкой» гостинице обошелся нам в 30 левов. Условия весьма спартанские, но ничего страшного, это же только на одну ночь. Здесь же в ресторане поужинали. Тут мы впервые на себе прочувствовали, что такое «болгарский размер». Имеется в виду размер порций… Часть еды пришлось с собой забрать, не осилили. Детям на гарнир взяли картофельное пюре, которое своим вкусом ввело нас в ступор. По большому счету, для русского человека оно несъедобно. Что туда добавляют (оливковое масло, может быть?) мы так и не поняли, но почти все пюре осталось на тарелке. В дальнейшем в Болгарии мы еще пару раз заказывали пюре и специально просили сделать его с «коровьим маслом». Получалось уже более-менее, но какой-то привкус непривычный все равно оставался. В результате стали заказывать на гарнир вареный картофель вместо пюре.
Рано утром, пофотографировав красивейший восход над озером, отправились дальше.
Решили по пути посетить мыс Калиакра. Впечатления неописуемые! Здесь обязательно нужно побывать…
10.33 – 2721км – Балчик.
11.10 – 2760км – Варна.
Где-то в начале города зачем-то свернули направо по указателю на Бургас. В результате попали в пробку на какой-то из небольших улочек (ремонт) и потратили больше времени, чем если бы ехали по центральным проспектам.
11.59 – 2799км – Старо Оряхово.
В городке на обоих перекрестках прямо. После деревни Рудник на V-образной развилке налево. Впрочем, здесь, как и везде в Болгарии и Румынии, указатели, - заблудиться сложно.
За г. Бяла с левой стороны площадка с хорошим видом на Обзор. Здесь побеседовали с немцем, который, увидев наши номера, допытывался, сколько мы уже километров проехали.
12.38 – 2828км – Обзор.
13.43 – 2892км – Бургас. На первом кольце направо, на следующем налево. Дальше прямо.
14.30 – 2915км – Черноморец.
Ура! Мы добрались! Без происшествий, без поломок, без штрафов…