Первое — юридическое. Сегодня в России при участии думского комитета создается механизм юридической защиты наших граждан за рубежом, рассказывает депутат. Соответствующая услуга включается в турпакет, за нее платит туроператор (цена минимальна — около 1 долл. за неделю отдыха). Одновременно в местах массового выезда создается система, включающая русскоговорящих операторов и местных адвокатов. По определенному телефонному номеру можно звонить 24 часа в сутки, и оператор, выслушав вас, свяжется с местным адвокатом, который будет защищать ваши права. Скажем, в случае ареста буквально через 20-30 мин. адвокат звонит в полицейский участок и говорит, что представляет ваши интересы. Этот механизм уже отработан, теперь главное — поставить его на поток, считает С.Марков. Известны даже цифры: за юридической консультацией обращается один из тысячи отдыхающих, а помощь адвоката нужна каждому пятитысячному. То есть рассчитать затраты и тарифы, что называется, дело техники.
Второе направление — медицина. По законодательству, туроператор не имеет права выпускать за рубеж туриста, не имеющего медстраховки. Но проблема в том, что хороший полис дорог — средняя страховка в Германии, например, стоит порядка 5-7 евро в день. Понятно, что за неделю-две «набегает» немалая сумма, и, чтобы продать путевку, туроператоры предпочитают снизить ее цену за счет более дешевого полиса. Наш полис, по разным оценкам, стоит не более 20 центов в день, но при этом фактически бесполезен. Сверхдешевизна оборачивается исключением целого перечня медицинских услуг. Так, нестраховым случаем считается обострение хронических болезней, что актуально для пенсионеров. Также не оплачивается лечение, если заболевший на момент освидетельствования врачом был под воздействием алкоголя. Излишне говорить, что на отдыхе наши сограждане считают своим долгом «расслабиться», чему немало способствует система all inclusive. Поэтому некоторые вовсе не бывают трезвыми весь период отпуска. Кроме того, страховка не выплачивается по всем травмам, полученным во время спортивно-увеселительных мероприятий. Спрашивается, а как же дайвинг, рафтинг и другие любимые народом развлечения?
И, наконец, третье направление работы — транспорт. Как известно, задержки авиарейсов уже стали массовым явлением, и это свидетельствует о нарастании кризиса. Уже было, когда пассажиры, чьи рейсы задерживались на сутки и более, блокировали взлетную полосу, отмечает С.Марков. Это может спровоцировать столкновения между пассажирами, для усмирения которых администрация аэропорта непременно вызовет спецподразделения полиции. Турецкий или египетский спецназ, «заточенный» на борьбу с исламистами и сепаратистами, работает «жестко, как учили». Не исключены жертвы среди пассажиров. Это может привести к масштабному международному скандалу. Все предпосылки к такому сценарию налицо, полагает эксперт, и нужно непременно предпринимать законодательные меры в отношении авиаслужб. Уже сегодня у туроператоров существует правило: не вывозить туристов из отелей, пока борт не вылетел из Москвы. Однако поломка может быть обнаружена уже на месте, для ее устранения потребуется время, и что тогда делать людям, оказавшимся заблокированными в аэропорту? Ответственность авиакомпаний в таких случаях уже прописана законом, но многие идут на ухищрения, чтобы обойти эти требования. В итоге толпы голодных обозленных людей могут пойти на все, например, принудить пилота совершить вылет, не дожидаясь починки самолета. Каковы могут быть последствия давления на экипаж — объяснять не нужно. Все последние авиакатастрофы происходили именно по этому сценарию. Причем иногда возмущенная толпа и вовсе не нужна — если пилот знает, что за задержку у него вычтут из зарплаты, он сам принимает решение лететь на свой страх и риск. Поэтому на безопасность полетов при разработке законодательных поправок нужно обратить особое внимание.