Ст. 40. (1) Лишение права на пребывание иностранца в Республике Болгарии применяется в следующих случаях:
1. (изм.доп. - ГГ, ном. 108 за 2013 г.) когда отпали основания по ст. 24, 24а, 24б, 24в, 24е, 24з, 24и, ст. 25, абз. 1, п. 6, 7, 8, 13, 16 и 17, ст. 25б, 25в, 33а, 33г, 33к и 33л, а также и когда вклад, за который иностранец поручил постоянное пребывание, будет прекращен или передан другому лицу до истечения законного срока, вне зависимости от оснований для прекращения или передачи;
2. (доп. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) когда есть основания по ст. 10, абз. 1, п. 1 - 4, 6 - 11, 14, 16, 20 - 22, как и в случаях по ст. 26, абз. 3;
3. когда установлено, что данные, предоставленные для получения права на пребывание в стране, не верны;
4. (изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) когда брак расторгнут до истечения 7 лет с момента его заключения в случаях, предусмотренных ст. 25, абз. 1, п. 2;
5. ( доп. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) когда в течение одного года иностранец не обосновался и не пребывает на территории страны, кроме случаев, предусмотренных ст. 25, абз. 1, п. 6, 7, 8, 13 и 16 как и в отношении членов семей иностранца по ст. 25, абз. 1, п. 6, 7, 8, 13 и 16;
6. ( изм. - ГГ, ном. 16 за 2013 г.) когда установлено, что иностранец, получивший разрешение на долгосрочное или постоянное пребывание, отсутствовал на территории государств-членов Европейского союза, в период 12 последовательных месяцев, кроме случаев разрешенного постоянно пребывания по ст. 25, абз. 1, п. 6, 7 и 88, 13 и 16, как и в отношении членов семьи лица по ст. 25, абз. 1, п. 6, 7, 8, 13 и 16.
7. когда предоставленный статус беженца или гуманитарный статус или предоставленная временная защита на основании Закона об убежище и беженцах будут аннулированы или прекращены;
8. когда предоставленное убежище на основании Закона об убежище и беженцах будет аннулировано;
9. когда иностранец, получивший разрешение на долгосрочное пребывание, получил статус долгосрочно пребывающего в другом государстве-члене Европейского союза;
10. когда установлено, что брак с болгарским гражданином прекращен до истечения 5 лет после его заключения;
11. когда владелец синей карты ЕС, получивший разрешение на долгосрочное пребывание в Республике Болгарии, или члены его семьи, получившие разрешение на долгосрочное пребывание, отсутствовали 24 последовательных месяца на территории государств-членов Европейского союза;
12. когда установлено, что владелец синей карты ЕС пребывал с целью, иной чем таковая, для которой получил разрешение на пребывание, как и когда ее владелец нарушил условия доступа к рынку труда согласно законодательству Республики Болгарии.
(2) (*) В случаях по основаниям, указанным в ст. 10, абз. 1, п. 19, может быть аннулировано право на пребывание после проведения консультаций с государствами-членами, подавшими сигнал об отказе во въезде.
(3) Право на долгосрочное пребывание не аннулируется в случаях по основаниям, указанным в абз. 1, п. 3, 6, 9 и 11 и ст. 42, абз. 1, если иностранец представляет реальную и серьезную угрозу национальной безопасности и общественному порядку.
(4) ( В любом случае после 6-летнего отсутствия на территории Республики Болгарии аннулируется предоставленное право на долгосрочное или постоянное пребывание.
(5) Право на пребывание иностранца, получившего разрешение на пребывание в Республике Болгарии в порядке, установленном главой третьей "а", и членов его семьи аннулируется в случаях по основаниям, указанным в абз. 1, п. 1 и 2, за исключением случаев, предусмотренных ст. 10, абз. 1, п. 8, и когда лица не пребывают законно на территории страны.
(6) Копия вступившего в силу приказа о лишении права на долгосрочное или постоянное пребывание иностранца в Республике Болгарии отсылается в муниципалитет по его постоянному адресу для отметки в реестре населения.
Ст. 41. Принудительное сопровождение до границы Республики Болгарии применяется в следующих ситуациях:
1. когда иностранец не может удостоверить свой въезд в страну в установленном законом порядке;
2. если иностранец не покинет страну до истечения срока разрешения на пребывание или в сроки, предусмотренные ст. 39б;
3. если будет установлено, что иностранец въехал и пребывает в стране по поддельным или ненастоящим документам для заграничных поездок или замещающего его документа.
Ст. 42. (1) (Изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Выдворение иностранца является необходимым, если:
1.его пребывание в стране создает серьезную угрозу для национальной безопасности или общественного порядка;
2. налицо основания по ст. 10, абз. 1, п. 1 - 4.
(2) ( изм. - ГГ, ном. 70 за 2013 г.) Наложением принудительной административной меры, предусмотренной абз. 1, отнимается также и право иностранца на пребывание в Республике Болгарии и налагается запрет на въезд и пребывание на территории государств-членов Европейского союза.
(3) (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Выдворяется и иностранец, который имеет разрешение на пребывание или иное разрешение, дающее право на пребывание, выданное другим государством-членом, если не вернется в это государство-член в 7-дневный срок после установления его незаконного пребывания.
(4) (доп. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) До принятия мер по выдворению иностранца, получившего разрешение на долгосрочное пребывание, учитывается продолжительность пребывания иностранца в Республике Болгарии, возраст, состояние здоровья, семейное положение, социальная интеграция, существующие связи в стране или отсутствие связей с государством происхождения. Выдворение не может основываться на экономических соображениях.
Ст. 42а. Депортации подлежит и иностранец, пребывающий на территории Республики Болгарии, о котором выдано решение о выдворении компетентными органами другого государства-члена Европейского союза.
Ст. 42б. (1) Депортация согласно ст. 42а исполняется, когда решение о депортации не отменено или временно остановлено его исполнение государством-членом Европейского союза, которое его выдало, и когда:
1. иностранец представляет серьезную и реальную угрозу общественному порядку или национальной безопасности по причине того, что:
а) по отношении к нему есть вступивший в силу приговор за преступление, за которое наложено наказание лишения свободы не менее одного года;
б) есть достаточно данных, что является совершившим тяжкое преступление или есть достаточно данных о его намерении совершить таковое преступление на территории государства-члена Европейского союза;
2. решение о депортации иностранца является на основании не соблюдения требования законодательства о въезде и пребывании иностранца в государстве-члене Европейского союза, которое его выдало.
(2) В случаях согласно абз. 1, п. 1, когда иностранец имеет разрешение на пребывание в Республике Болгарии, прилагается и ст. 42, абз. 2.
Ст. 42в. (1) Депортация согласно ст. 42а исполняется после получения от компетентных органов государства-члена Европейского союза выдавшего решение о депортации, подтверждения, что не отменено или временно остановлено его исполнение, как и документов, подтверждающих личность иностранца.
(2) Исполнение решения о депортации, выданное компетентными органами другого государства-члена Европейского союза, может быть оспорено в порядке, предвиденном Административно-процессуальным кодексом.
Ст. 42г. Депортация согласно ст. 42а не исполняется, когда в особом законе или международном договоре, по которому Республика Болгария является стороной, предвидено иное.
Ст. 42д. Органы Министерства внутренних дел уведомляют компетентные органы другого государства-члена Европейского союза, выдавшего решение о депортации, о его исполнении или о наличии основания для его неисполнения.
Ст. 42е. Когда депортация не может быть осуществлено за счет иностранца, который высылается, органы Министерства внутренних дел уведомляют компетентные органы другого государства-члена Европейского союза, выдавшего решение о депортации, о понесенных расходах в связи с его исполнением. Порядок уведомления определяется в Правилах по приложению закона.
Ст. 42ж. Органы Министерства внутренних дел и Государственного агентства "Национальная безопасность" на основании по ст. 42б, абз. 1 могут издавать приказ о выдворении и требовать его исполнение компетентными органами другого государства-члена Европейского союза, в отношении иностранца, который находится на ее территории.
Ст. 42з. (1) (Доп. изм. - ГГ, ном. 70 за 2013 г.) Запрет на въезд и пребывание на территории государств-членов Европейского союза налагается, когда:
1. налицо основания по ст. 10, абз. 1;
2. не предоставлен срок для добровольного выезда на условиях ст. 39б, абз. 4;
3.иностранец не выполнил обязанность на предмет возвращения;
(2) (Отм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.)
(3) (доп. - ГГ, ном. 70 за 2013 г.) Запрет на въезд и пребывание в Республике Болгарии является сроком до 5 лет. Запрет на въезд и пребывание на территории государств-членов Европейского союза может быть сроком, превышающим 5 лет, если лицо представляет собой серьезную угрозу общественному порядку или национальной безопасности.
(4) Запрет на въезд может быть наложен одновременно с мерой административного принуждения по основаниям, указанным в ст. 40, абз. 1, п. 2 или по ст. 41, когда есть основания, предусмотренные ст. 10, абз. 1.
Ст. 43. (1) Запрет на выезд из Республики Болгарии налагается иностранцу, который:
1. осужден на основании вступившего в силу приговора и не отбыл положенного наказания в виде лишения свободы;
2. (изм. - ГГ, ном. 37 за 2003 г., отм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.)
3. (изм. - ГГ, ном. 45 за 2002 г., отм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.)
(2) (Отм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.)
(3) Запрещается покидать Республику Болгарию иностранцу не достигшему 18 летнего возраста, имеющему и болгарское гражданство, один из родителей которого болгарский гражданин, и не дал письменного согласия на его поездку за границу.
Ст. 44. (1) (изм. - ГГ, ном. 52 за 2013 г., вступает в силу с 14.06.2013 г.) Меры административного принуждения налагаются приказом председателя Государственного агентства "Национальная безопасность", директорами главных дирекций "Пограничная полиция" и "Национальная полиция", директорами Столичной и областных дирекций, директором дирекции "Миграция", директорами региональных дирекций "Пограничная полиция" Министерства внутренних дел или управомоченными ими должностными лицами. Фактические основания для наложения конкретной меры административного принуждения, в случае, если содержат классифицированную информацию, указываются в отдельном документе, изготовленном соответствующими должностными лицами в порядке, предусмотренном Законом о защите классифицированной информации.
(2) При наложении мер административного принуждения компетентные органы учитывают продолжительность пребывания иностранца на территории Республики Болгарии, категории уязвимых лиц, наличие производств по Закону об убежище и беженцах или производства о перерегистрации разрешения на пребывание или иного разрешения, предоставляющего право на пребывание, его семейное положение, как и существование семейных, культурных и социальных связей с государством происхождения лица.
(3) Приказы о наложении мер административного принуждения исполняются службами административного контроля за иностранцами, соответственно органами пограничного контроля, после вступления этих мер в силу, кроме тех случаев, когда орган, выдавший приказ, допустил его предварительное исполнение.
(4) Немедленному исполнению подлежат следующие приказы:
1. приказы о лишении иностранцев права пребывания в Республике Болгарии при наличии оснований по ст. 10, абз. 1, п. 1;
2. (изм. доп. - ГГ, ном. 70 за 2013 г.) приказы о наложении запрета на въезд и пребывание на территории государств-членов Европейского союза при наличии оснований по ст. 10, абз. 1, п. 1;
3. приказы о выдворении из страны).
(5) (Иизм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Когда существуют препятствия и иностранец не может немедленно покинуть страну или въехать в другую страну, орган, выдавший приказ о наложении меры административного принуждения, выдает приказ, которым обязывает иностранца являться еженедельно в территориальную структуру Министерства внутренних дел по месту его пребывания в порядке, определенном в правилах применения закона, иначе как препятствия исполнения принудительного сопровождения или выдворения отпали и определены меры предстоящего его выдворения.
(6) (Изм. - ГГ, ном. 36 за 2009 г., изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) В случаях, когда иностранец, которому наложена мера административного принуждения по основаниям, указанным в ст. 39а, абз. 1, п. 2 и 3, является с неустановленной личностью, препятствует исполнению приказа или является налицо опасность, что он может скрыться, орган, выдавший приказ, может выдать приказ о принудительном помещении иностранца в специальный дом для временного размещения иностранцев с целью организации принудительной отправки до границы Республики Болгарии или выдворения.
(7) (Новый - ГГ, ном. 37 за 2003 г.; изм. - ГГ, ном 103 за 2003 г.; вступает в силу с 26.02.2004 г.; изм. – ГГ, ном. 82 за 2006 г.; изм. – ГГ, ном. 69 за 2008 г.) При Дирекции "Миграция" создаются специальные дома для временного размещения иностранцев, которым выдан приказ о принудительной отправке до границы Республики Болгарии или о выдворении.
(8) (Новый - ГГ, ном. 36 за 2009 г., изм. - ГГ, ном. 70 за 2013 г.) Размещение продлевается до тех пор, пока не отпадут обстоятельства по абз. 6, но не более 6 месяцев. Для определения наличия оснований для принудительного размещения в специальном доме проводятся ежемесячные служебные проверки компетентными органами по абз. 1 совместно с директором дирекции "Миграция". По исключению, если лицо отказывается содействовать компетентным органам или является задержка при получении необходимых документов о принудительном сопровождении или выдворении, срок размещения может быть продлен дополнительно до 12 месяцев. Если с учетом конкретных обстоятельств по случаю будет установлено, что уже не существует разумной возможности по правовым или техническим причинам для принудительного сопровождения иностранца, лицо освобождается незамедлительно.
(9) (Новый - ГГ, ном. 36 за 2009 г., изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) По исключению, при наличии обстоятельств по основаниям, указанным в абз. 6, в отношении сопровождаемых малолетних или несовершеннолетних лиц выдается приказ о принудительном размещении в специальный дом сроком до трех месяцев. В специальных домах, предусмотренных абз. 7, устраиваются помещения для размещения малолетних или несовершеннолетних иностранцев, которые имеют подходящие для их возраста и потребностей условия. Принудительное размещение не применяется в отношении несопровождаемых малолетних и несовершеннолетних лиц. Орган, выдавший приказ о наложении меры административного принуждения, уведомляют соответствующую дирекцию "Социальная помощь", которая предпринимает меры по защите согласно Закону о защите ребенка.
(10) (Новый – ГГ, ном. 37 за 2003 г., доп. – ГГ, ном. 109 за 2007 г., вступает в силу с 01.01.2008 г., бывший абз. 8, изм. - ГГ, ном. 36 за 2009 г.) Размещение иностранцев в специальные дома осуществляется на основании приказа о принудительном размещении, выданном компетентными должностными лицами Министерства внутренних дел, при этом в приказе специально указывается необходимость в размещении и законное основание и прилагается копия приказа по основаниям, указанным в абз. 6.
(11) (Новый - ГГ, ном. 37 за 2003 г., бывший абз. 8, изм. - ГГ, ном. 36 за 2009 г.) Порядок временного размещения иностранцев, включая малолетних или несовершеннолетних, в специальные дома, а так же и организация их деятельности определяются распоряжением министра внутренних дел.
Ст. 44а. (1) (Новая – ГГ, ном. 42 за 2001 г., бывший текст ст. 44а - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Иностранец, которому наложена мера административного принуждения в виде выдворения, не выдворяется в государство, в котором его жизнь и свобода находятся под угрозой, а он подвергнется опасностям преследования, истязаний или нечеловеческого, или унизительного отношения.
(2) (Новый - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Если обстоятельства по абз. 1 установлены вступившим в силу судебным актом, иностранцу выдается и вручается приказ органа, выдавшего приказ о выдворении, в котором определенно указывается запрет на выдворение и государство, в которое иностранец не должен выдворяться. Приказ не подлежит обжалованию.
(3) (Новый - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Иностранец обязывается являться один раз в неделю в территориальную структуру Министерства внутренних дел по местопребыванию.
(4) (Новый - ГГ, ном. 23 за 2013 г., вступает в силу с 01.05.2013 г.) В случае, если через год после выдачи приказа по абз. 2 выдворение в третью безопасную страну не осуществлено, иностранцу разрешается временный доступ к рынку труда на условиях и в порядке положения ст. 74, абз. 1 Закона о стимулировании занятости - до осуществления выдворения.
Ст. 44б. (Новая – ГГ, ном. 42 за 2001 г.) (1) (Бывший текст ст. 44б - ГГ, ном. 52 за 2007 г.) В ситуациях, когда невозможно немедленное выдворение или принудительное сопровождение иностранца до границы, или эти меры должны быть отложены по юридическим или техническим причинам, орган, выдавший приказ о наложении меры административного принуждения, отлагает ее исполнение до момента устранения препятствий ее исполнения.
(2) (Новый - ГГ, ном. 52 за 2007 г.) Когда по истечении срока временной защиты на основании Закона об убежище и беженцах выдворение или принудительное сопровождение иностранца до границы является невозможным или исполнение этих мер должно быть отложено на основании причин, связанных с состоянием здоровья или имеющих гуманитарный характер, орган, выдавший приказ о применении меры административного принуждения, отлагает ее исполнение до момента устранения препятствий для ее исполнения.
Ст. 44в. (*) (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Сигнал об отказе во въезде в Шенгенскую информационную систему вводится на основании вступивших в силу:
1. отказов, выданных на основании ст. 10, абз. 1, п. 1 - 4, 6 - 8, 10, 11, 14, 16, 20 - 22 и ст. 26;
2. приказов о наложении мер административного принуждения по основаниям, указанным в ст. 39а, п. 1 - 4.
Ст. 45. (изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) Расходы, связанные с пребыванием и выдворением из Республики Болгарии иностранца, въехавшего в страну по приглашению физического или юридического лица, о котором установлено, что не отвечает законным требованиям пребывания иностранцев в Республике Болгарии, оплачиваются со счета хозяина.
(2) (Изм. - ГГ, ном. 12 за 2009 г., вступает в силу с 01.05.2009 г.) В случаях, предвиденных в абз. 1, расходы по пребыванию и выдворению иностранца из страны взимаются Национальным агентством по доходам в порядке, предусмотренном Законом о Национальном агентстве по доходам.
(3) (Новый - ГГ, ном. 52 за 2007 г.) Расходы, связанные с выдворением иностранца из страны во исполнение решения, предусмотренного Законом об убежище и беженцах, с целью отправки иностранца в государство, компетентное рассмотреть его заявление о предоставлении статуса, являются за счет государственного бюджета.
(4) (Новый – ГГ, ном. 43 за 2011 г., в силе от 15.06.2011 г.) Расходы, связанные с возвращением и обратным принятием владельца синей карты ЕС и членов его семьи, выданные другим государством-членом, оплачиваются за счет участника и/или его работодателя.
Ст. 46. (Изм. – ГГ, ном. 42 от 2001 г.) (1) (Изм. – ГГ, ном 30 за 2006 г., в силу с 12.07.2006 г.; изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) Приказы о наложении мер административного принуждения могут быть обжалованы на условиях и в порядке Административно-процессуального кодекса.
(2) (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) Приказы о:
1. лишении права пребывания в Республике Болгарии на основании ст. 10, абз. 1, п. 1;
2. (изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г., доп. - ГГ, ном. 70 за 2013 г.) наложении запрета на въезд и пребывание на территории государств-членов Европейского союза на основании ст. 10, абз. 1, п. 1, и
3. депортации
подлежат обжалованию перед Верховным административным судом, чье решение является окончательным.
(3) В приказах по абз. 2 не указываются фактические основания для наложения принудительной административной меры.
(4) Заявление против приказа по абз. 2 не приостанавливает исполнение приказа.
Ст. 46а. (Новая - ГГ, ном. 36 за 2009 г.) (1) (Изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г., изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Приказ о принудительном размещении в специальный дом может быть обжалован в 14-дневный срок, следующий за фактическим размещением, в административном суде, в порядке, установленном Административно-процессуальным кодексом. Жалоба не приостанавливает исполнение приказа.
(2) (Изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Суд по основаниям, указанным в абз. 1, рассматривает жалобу в открытом заседании и выносит решение в срок, не превышающий одного месяца, следующего за возбуждением дела. Явка лица не является обязательной. Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в Верховном административном суде, который выносит решение в срок до двух месяцев.
(3) Каждые 6 месяцев начальник специального дома для временного размещения иностранцев представляет список иностранцев, которые находились более 6 месяцев в нем по причинам наличия препятствий для их выдворения из страны. Список высылается в административный суд по месту нахождения специального дома.
(4) (Доп. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) По истечении каждых 6 месяцев после размещения в специальный дом для временного размещения иностранцев суд в служенном порядке или по заявлению заинтересованного иностранца выносит решение в закрытом заседании с определением о продлении, замене или прекращении размещения. Определение подлежит обжалованию в порядке, установленном Административно-процессуальным кодексом.
(5) Когда суд отменит обжалованный приказ о принудительном размещении или определит освобождение иностранца, он освобождается незамедлительно из специального дома.
Ст. 46б. (Новая – ГГ, ном. 42 за 2001 г., бывшая ст. 46а - ГГ, ном. 36 за 2009 г.) Государственные органы, имеющие правомочия в связи с условиями и порядком въезда, пребывания и выезда из Республики Болгарии иностранцев, сотрудничают с компетентными органами других государств в борьбе с нелегальной миграцией и при осуществлении депортаций.
Ст. 46в. (Новая – ГГ, ном. 43 за 2011 г., в силе от 15.06.2011 г.) Республика Болгария немедленно и без формальностей принимает обратно владельца синей карты ЕС, выданную Республикой Болгарией, и членов его семьи, включительно когда истек срок действительности синей карты ЕС или она отнята при рассмотрении заявления.
Ст. 47. (Отм. – ГГ, ном. 42 от 2001 г.)
Раздел I.
"А" Требование оказания содействия, в случаях транзита в целях выдворения иностранца за пределы территории Республики Болгарии по воздуху, отправлено органами Министерства внутренних дел компетентным органам другого государства-члена Европейского союза
Ст. 47а. (1) Органы Министерства внутренних дел могут потребовать письменным заявлением содействия компетентных органов другого государства-члена Европейского союза, в случаях транзита в целях выдворения иностранца за пределы территории Республики Болгарии по воздуху при невозможности использования прямого полета до государства, которое является конечной целью поездки.
(2) Транзит по воздуху не может требоваться, когда необходима смена аэропорта на территории другого государства-члена Европейского союза, к которому отправлено заявление об оказании содействия.
Ст. 47б. (1) Заявление отправляется компетентным органам другого государства-члена Европейского союза, чье содействие требуется, незамедлительно, но не позднее, чем за два дня до даты транзита.
(2) Транзит по воздуху через территорию другого государства- члена Европейского союза, осуществляется после получения разрешения от ее компетентных органов.
(3) В случае, если компетентные органы другого государства-члена Европейского союза, к которым отправлено заявление, не отвечают в срок, предвиденный в абз. 1, действия по транзиту могут начаться после того, как органы Министерства внутренних дел уведомят ее компетентные органы об осуществлении транзита.
Ст. 47в. (1) Иностранец принимается незамедлительно на территорию Республики Болгарии, когда:
1. в разрешении на транзит по воздуху через территорию другого государства-члена Европейского союза отказано или оно взято обратно;
2. иностранец въехал без разрешения на территорию другого государства-члена Европейского союза, через которое осуществляется транзит;
3. не осуществилось выдворение иностранца для транзита через другое государство-член Европейского союза, или в государство, конечную цель поездки, или не осуществлена его посадка на рейс для пересадки;
4. транзит по воздуху не может осуществиться по иным причинам.
(2) Расходы, связанные с выдворением иностранца, являются за счет Республики Болгарии.
Раздел I.
"Б" Оказание содействия компетентным органам другого государства-члена Европейского союза, в случаях транзита иностранца по воздуху через территорию Республики Болгарии
Ст. 47г. Органы Министерства внутренних дел могут оказать содействие компетентным органам другого государства-члена Европейского союза, для транзита иностранца по воздуху через территорию Республики Болгарии при заявлении, поданном в письменном виде.
Ст. 47д. (1) Органы Министерства внутренних дел уведомляют компетентные органы другого государства-члена Европейского союза, которые отправили заявление о транзите, о решении осуществления транзита, как и о возможности предпринять какую-либо из мер, согласно ст. 47ж в срок двух дней от получения заявления.
(2) В исключительных случаях срок согласно абз. 1 может быть продлен максимум на два дня. Необходимость продления срока мотивируется.
(3) Если органы Министерства внутренних дел не уведомят компетентные органы другого государства-члена Европейского союза, отправивших заявление о транзите, о решении осуществления транзита в срок, согласно абз. 1 или 2, действия по транзиту могут начаться после сообщения от компетентных органов другого государства-члена Европейского союза.
Ст. 47е. (1) При осуществлении транзита через территорию Республики Болгарии иностранец может сопровождаться лицами, которые уполномоченными для этого по законодательству другого государства-члена Европейского союза, чьи компетентные органы отправили заявление о транзите.
(2) Лица, которые сопровождают иностранца, имеют право оказывать содействие органам Министерства внутренних дел в предотвращении бегства иностранца, причинения членовредительства, нанесения вреда третьим лицам или ущерба чужому имуществу.
(3) Лица, которые сопровождают иностранца, должны:
1. предпринимать необходимые действия по предотвращению обстоятельств согласно абз. 2, в случаях, когда не является возможным органами Министерства внутренних дел осуществлять свои правомочия; в этих случаях лица, которые сопровождают иностранца, должны соблюдать законы Республики Болгарии;
2. представить свои документы, подтверждающие личность, как и разрешение на транзит или сообщение согласно ст. 47д, абз. 3, по требованию органов Министерства внутренних дел.
(4) Лица, которые сопровождают иностранца, не могут иметь при себе оружие и носить униформу.
Ст. 47ж. (1) Органы Министерства внутренних дел оказывают содействие по осуществлению транзита посредством приложения одной или нескольких из следующих мер:
1. прием иностранца с борта самолета и его сопровождение в пределы зоны безопасности аэропорта транзита;
2. оказание скорой медицинской помощи иностранцу и при необходимости лицам, которые его сопровождают;
3. обеспечение питания для иностранца и при необходимости для лиц, которые его сопровождают;
4. получение, сохранение и передача дорожных документов;
5. уведомление компетентных органов, отправивших заявление о транзите, о точном времени и месте отбытия иностранца с территории Республики Болгарии, в случаях, когда иностранец не сопровождается лицами, уполномоченными для этого;
6. уведомление компетентных органов, отправивших заявление о транзите, о возникших серьезных инцидентах во время транзита иностранца.
(2) В рамках возможного и при соблюдении применимых международных правил, органы Министерства внутренних дел принимают все необходимые меры по оказанию содействия, начиная с посадки и открытия дверей самолета до отбытия иностранца из Республики Болгарии, после предварительных консультаций с компетентными органами другого государства-члена Европейского союза, отправивших заявление о транзите, за исключением случаев согласно абз. 1, п. 2.
(3) В случае, если осуществление транзита окажется невозможным и является необходимость обратного приема иностранца государством- членом Европейского союза, чьи компетентные органы отправили заявление, органы Министерства внутренних дел оказывают содействие в этом.
Ст. 47з. Органы Министерства внутренних дел принимают все необходимые меры для осуществления транзита в возможно самый короткий срок, но не более 24 часов.
Ст. 47и. (1) Расходы по оказанию содействия транзита иностранца по воздуху через территорию Республики Болгарии являются за счет другого государства-члена Европейского союза, чьи компетентные органы отправили заявление о транзите.
(2) Органы Министерства внутренних дел предоставляют информацию компетентным органам другого государства-члена Европейского союза, о расходах согласно абз. 1.
Ст. 47к. (1) Содействие по осуществлению транзита согласно ст. 47г может быть отказано, когда:
1. иностранец обвинен в совершении преступления согласно болгарскому законодательству или по отношении к нему есть вступивший в силу приговор, который подлежи исполнению в Республике Болгарии;
2. иностранец представляет опасность для общественной безопасности и порядка, общественного здоровья или отношений Республики Болгарии с другими государствами или международными организациями;
3. не является возможным транзит через другие государства до государства - конечной цели поездки, или не является возможным прием иностранца в государство - конечную цель поездки;
4. является необходимой смена аэропорта на территории Республики Болгарии;
5. содействие в транзите по воздуху не может быть оказано на определенную дату по другим причинам; в этих случаях органы Министерства внутренних дел уведомляют компетентные органы другого государства-члена Европейского союза, подавших заявление о транзите, о возможной ближайшей дате осуществления транзита.
(2) Органы Министерства внутренних дел могут отказать в содействии транзиту согласно ст. 47г, в случае, если основания отказа согласно абз. 1 будут узнаны после того, как дано согласие на осуществление транзита.
(3) Органы Министерства внутренних дел уведомляют незамедлительно компетентные органы другого государства-члена Европейского союза, подавшего заявление о транзите, об отказе осуществить транзит и послуживших этому мотивах.
Раздел II.
Административная ответственность
Ст. 48. (1) Штрафом от 500 до 5000 левов наказывается иностранец, который:
1. был выслан и въехал в страну;
2. (изм. – ГГ, ном. 26 за 2008 г., изм. – ГГ, ном. 43 за 2011 г., в силе от 15.06.2011 г.) без соответственного разрешения или регистрации осуществляет трудовую, торговскую или другую деятельность;
3. остался в стране после истечения срока пребывания.
(2) (Изм. – ГГ, ном. 26 за 2008 г., изм. и доп. – ГГ, ном. 43 за 2011 г., в силе от 15.06.2011 г.) Наказание по абз. 1 налагается и физическим лицам, которые наняли на работу или приняли законно пребывающих иностранцев без соответственного разрешения или регистрации, а юридическим лицам налагается имущественная санкция в размере от 2000 до 20 000 лв.
(3) (Доп. – ГГ, ном. 43 за 2011 г., в силе от 15.06.2011 г.) Когда нарушения по абз. 1 и 2 осуществлены повторно, налагается штраф от 1 000 до 10 000 лв., а юридическим лицам налагается имущественная санкция в размере от 4 000 до 40 000 левов.
Ст. 48а. (Новая - ГГ, ном. 42 от 2001 г.) (1) (Доп. - ГГ, ном. 112 за 2001 г.; изм. – ГГ, ном. 11 за 2005 г.) Штраф от 200 до 2000 левов налагается физическому лицу, которое не исполнит свои обязательства по ст. 24а.
(2) На юридическое лицо, которое совершит нарушение по абз. 1, налагается имущественная санкция от 500 до 5000 левов.
(3) Наказания по абз. 1 налагаются и на служащего единоличного торговца или юридического лица, которое совершит или допустит совершение нарушений по абз. 1 и 2.
(4) Когда нарушение по абз. 1 – 3 совершено повторно, налагается штраф от 500 до 5000 левов, а на юридическое лицо налагается имущественная санкция в размере от 100 до 10000 левов.
Ст. 48б. (Новая - ГГ, ном. 11 за 2005 г.) (1) Штраф от 100 до 1 000 левов налагается физическому лицу, которое не исполнит свои обязательства по ст. 28.
(2) Юридическому лицу, которое на выполнит свои обязательства по ст. 28 налагается имущественная санкция в размере от 500 да 5 000 лв.
(3) когда нарушение по абз. (2) было совершено повторно, юридическому лицу налагается имущественная санкция в размере от 1 000 да 10 000 лв.
Ст. 48в. (Новая – ГГ, ном. 43 за 2011 г., в силе от 15.06.2011 г.) (1) Наказывается штрафом от 750 до 7500 лв. физическое лицо, нанявшее на работу незаконно пребывающего иностранца, если содеянное не является преступлением.
(2) Когда нарушение по абз. 1 осуществлено юридическим лицом, налагается имущественная санкция в размере от 3000 до 30 000 лв.
(3) Когда нарушения по абз. 1 и 2 осуществлены повторно, налагается штраф от 1 500 до 15 000 лв., а юридическим лицам налагается имущественная санкция от 6 000 до 60 000 лв.
(4) Наказания по абз. 1 – 3 применяются в отношении каждого нанятого незаконно пребывающего иностранца.
Ст. 49. (1) Штрафом до 3000 левов наказывается иностранец, который:
1. использует недействительный документ для заграничных поездок или другой замещающий его документ;
2. (доп. – ГГ, ном. 42 от 2001 г.; изм. – ГГ, ном. 82 от 2006 г., доп. - ГГ, ном. 36 за 2009 г.) потеряет, повредит или уничтожит болгарский документ, удостоверяющий личность, разрешение на пребывание или документы, выданные службами пограничного паспортно-визового контроля;
3. как капитан или член экипажа судна не соблюдает установленный пограничный паспортный режим в порту и портовых городах;
4. (изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) не исполнит свои обязательства по ст. 17, абз. 2 и по ст. 30;
5. (изм. - ГГ, ном. 82 за 2009 г.) дает или принимает в залог или переуступает болгарский личный документ.
(2) Когда нарушения по абз. 1 совершены повторно, налагается штраф от 1 000 до 6 000 левов, а на юридические лица налагается имущественная санкция в размере 20 000 левов.
Ст. 49а. (Новая - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) (1) Капитан плавучего средства, который до своего прибытия в порт на территории страны не объявит органам пограничного контроля о присутствии пассажиров без билета на борту плавучего средства, наказывается штрафом от 3000 до 6000 лв.
(2) Капитан плавучего средства, судовладелец или судовой агент, допустивший выход на территорию страны иностранцев, которые не имеют требуемых документов по ст. 8, наказывается штрафом от 6000 до 10 000 лв. за каждое допущенное лицо.
Ст. 50. (1) Наказывается штрафом до 500 левов иностранец, который:
1. (изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) не исполнит свои обязанности по основаниям, указанным в ст. 44, абз. 5;
2. допустил грубое нарушение установленного порядка в зоне пограничного контроля в пограничном контрольно-пропускном пункте;
3. (изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) не соблюл условия транзитного проезда через страну.
(2) Когда нарушение по основаниям, указанным в абз. 1, совершено повторно, налагается штраф от 200 до 1 000 левов.
Ст. 51. (Изм. - ГГ, ном. 37 за 2003 г.; изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) Перевозчик, который не исполнил своих обязанностей согласно ст. 20, наказывается штрафом или имущественной санкцией в размере от 6000 до 10 000 лв. за каждое перевозимое лицо.
Ст. 51а. За не предоставление или неполное или неточное предоставление информации, предусмотренной ст. 20а, абз. 1 перевозчику - физическому или юридическому лицу налагается штраф, соответственно имущественная санкция в размере от 6000 до 10 000 лв. за каждую поездку.
Ст. 52. (1) В случаях, когда за нарушение этого закона и изданных на его основании правил не предусмотрено другое наказание, виновный наказывается штрафом до 500 левов.
(2) В маловажных случаях налагается штраф согласно ст. 39, абз. 2 Закона об административных нарушениях и наказаниях.
Ст. 53. (1) (Доп. - ГГ, ном. 112 за 2001 г.) Нарушения по этому закону констатируются актом, составленным органами Министерства внутренних дел, а в случаях по ст. 24а и по ст. 33, абз. 2 - органами Министерства труда и социальной политики.
(2) На основании составленных актов министр внутренних дел и министр по труду и социальной политике или определенные ими должностные лица издают (выносят) постановления об административном взыскании.
(3) Составление актов, вынесение, обжалование и исполнение постановлений об административном взыскании регулируется Законом об административных нарушениях и взысканиях.
Глава шестая.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБ АДМИНИСТРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ НАД ИНОСТРАНЦАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ (НОВАЯ - ГГ, НОМ. 37 ЗА 2003 Г.)
Ст. 54. (Новая - ГГ, ном. 37 за 2003 г.) (1) (Изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) В Министерстве внутренних дел поддерживается Единый реестр иностранцев, содержащий данные о длительно, долгосрочно и постоянно пребывающих иностранцах.
(2) С целью исполнения установленных законом функций служб административного контроля за иностранцами при Министерстве внутренних дел обрабатываются данные относительно:
1. визового контроля за иностранцами;
2. таможенного контроля прохождения границы иностранными гражданами;
3. иностранцев, которые ищут или уже получили особую защиту на территории Республики Болгарии;
4. адресной регистрации краткосрочно пребывающих иностранцев;
5. наложенных административных наказаний и мер административного принуждения иностранцев;
6. приобретения, утраты и восстановления болгарского гражданства.
(3) (Новый - ГГ, ном 103 за 2003 г.; вступает в силу с 26.02.2004 г.; изм. – ГГ, ном. 82 за 2006 г.; изм. – ГГ, ном. 69 за 2008 г.) Службы административного контроля за иностранцами обязываются своевременно предоставлять Дирекции "Миграция" всю информацию по основаниям, указанным в абз. (2).
(4) (Бывший абз. 3 - ГГ, ном 103 за 2003 г.; вступает в силу с 26.02.2004 г.) Службы административного контроля за иностранцами при Министерстве внутренних дел обрабатывают следующие данные:
1. фамилию, имя и отчество на кириллице и на латинице, дату рождения, место рождения, пол, гражданство;
2. единый гражданский номер и/или личный номер иностранца;
3. постоянный адрес в Республике Болгарии;
4. настоящий адрес в Республике Болгарии;
5. документ для заграничной поездки (вид, серия, номер, дата, место выдачи и срок действительности);
6. цель пребывания в Республике Болгарии;
7. визу (вид, номер, дата и место выдачи, действительность и срок пребывания);
8. основание, давшее право на разрешение пребывать в Республике Болгарии;
9. заявления о разрешении долгосрочного пребывания (номер, дата, решение);
10. решения о получении особой защиты на территории Республики Болгарии (дата и номер);
11. срок пребывания в Республике Болгарии;
12. семейное положение;
13. супруг (супруга);
14. дети до 18-ти лет;
15. постоянный адрес в стране, чьим гражданином является лицо;
16. указ Президента Республики Болгарии об изменении гражданства;
17. въезды и выезды в Республику Болгарию и из Республики Болгарии;
18. хозяин;
19. туристические ваучеры;
20. профессия и место работы;
21. наложенные меры административного принуждения;
22. служебные данные;
23. (новый - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) биометрические данные - фотографии и 10 отпечатков пальцев;
24. (бывший п. 23 - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) прочие данные, указанные в законе.
(5) (Новый – ГГ, ном. 109 за 2007 г., вступает в силу с 01.01.2008 г.) Государственное агентство "Национальная безопасность" использует информацию из реестра по основаниям, указанным в абз. 1, об исполнении его законных функций в порядке, установленном совместным Распоряжением министра внутренних дел и председателя агентства.
Ст. 55. (Новая - ГГ, ном. 37 за 2003 г.) (1) Данные из Единого реестра об иностранцах предоставляются:
1. государственным органам и организациям на основании закона или акта судебной власти;
2. болгарским гражданам и иностранцам - только, если данные касаются их;
3. болгарским и иностранным юридическим лицам на основании закона или акта судебной власти;
4. службам других государств - в соответствии с международными договорами, по которым Республика Болгария является стороной;
5. ЕСГРАОН.
(2) Болгарские граждане и иностранцы имеют право получать информацию, сохраняемую в фондах с данными, касающиеся третьих лиц, только на основании закона или акта судебной власти.
(3) (Изм. – ГГ, ном 30 за 2006 г., в силу с 12.07.2006 г.) Отказ в предоставлении данных из Единого реестра об иностранцах может быть обжалован по порядку Административно-процессуального кодекса.
Ст. 56. (Новая – ГГ, ном. 37 за 2003 г., изм. и доп. – ГГ, ном. 109 за 2007 г., в силе от 01.01.2008 г.) Министерство внутренних дел или Государственное агентство "Национальная безопасность" предоставляют информацию Министерству внешних дел о наложенных ограничениях на въезд в Республику Болгарию иностранцев и получают из Министерства внешних дел данные о выданных/отказанных визах иностранцам и данные о болгарских гражданах, совершивших преступления и нарушения законодательства других государств.
Ст. 57. (Новая – ГГ, ном. 37 за 2003 г., доп. – ГГ, ном. 109 за 2007 г., в силе от 01.01.2008 г.) Министерство внутренних дел осуществляет обмен данных с Министерством труда и социальной политики и с Государственным агентством "Национальная безопасность" в связи с выдачей разрешений о работе иностранцев и выдачей разрешений на осуществление деятельности свободной практики иностранцами.
Ст. 58. (Новая – ГГ, ном. 37 за 2003 г., доп. – ГГ, ном. 109 за 2007 г., в силе от 01.01.2008 г.) Министерство внутренних дел осуществляет информационный обмен с Государственным агентством "Национальная безопасность" и Государственным агентством о беженцах в связи с выдачей документов о самоличности иностранцам, которые ищут или получили защиту, и о проведении производства по предоставлению особенной защиты по Закону об убежище и беженцах.
Ст. 59. (Новая – ГГ, ном. 37 за 2003 г.) (1) (Доп. – ГГ, ном. 109 за 2007 г., в силе от 01.01.2008 г., изм. - ГГ, ном. 82 за 2009 г.) Министерство внутренних дел и Государственное агентство "Национальная безопасность" осуществляют обмен данных с органами судебной власти в связи с исполнением своих функций по наложению и отмене мер административного принуждения.
(2) (Изм. и доп. – ГГ, ном. 109 за 2007 г., в силе от 01.01.2008 г.) Министерство внутренних дел и Государственное агентство "Национальная безопасность" взаимодействуют с Министерством юстиции по отношению иностранцев, которые освобождены из мест лишения свободы, и лиц, участвующих в процедуре по приобретению, восстановлению или освобождению от болгарского гражданства.
Ст. 60. (1) (Новая – ГГ, ном. 37 за 2003 г., бывший текст ст. 60 – ГГ, ном. 109 за 2007 г., вступает в силу с 01.01.2008 г., доп. - ГГ, ном. 36 за 2009 г., доп. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Министерство внутренних дел осуществляет взаимодействие и обмен данными с ЕСГРАОН и муниципальными администрациями в связи с выдачей болгарских документов, удостоверяющих личность, и с административным обслуживанием долгосрочно или постоянно пребывающих иностранцев.
(2) (Новый – ГГ, ном. 109 за 2007 г., вступает в силу с 01.01.2008 г., доп. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Государственное агентство "Национальная безопасность" осуществляет взаимодействие и обмен данными с ЕСГРАОН и муниципальными администрациями в связи с административным обслуживанием долгосрочно или постоянно пребывающих иностранцев.
Ст. 61. (Новая - ГГ, ном. 37 за 2003 г.; изм. - ГГ, ном 103 за 2003 г.; в силу с 26.02.2004 г.) Министерство иностранных дел поддерживает реестр, содержащий данные по ст. 54, абз. 4, а так же и данные о поданных иностранцами заявлениях о выдаче виз и об ограничениях, наложенных по порядку ст. 21а министром иностранных дел.
Дополнительные положения
§ 1. По смыслу этого закона:
1. (отм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.)
1а. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) "Воссоединение семьи" – это въезд и пребывание в государстве-члене членов семьи иностранца, пребывающего законно в этом государстве-члене, с целью сохранения единства семьи, независимо от того, возникли ли семейные связи до или после въезда этого лица.
1б. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) "Первое государство-член" – это государство-член, которое предоставило в первый раз статус долгосрочно пребывающего, или государство-член, которое первое предоставило "синюю карту ЕС" иностранцу.
1в. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) "Второе государство-член" – это каждое государство-член, иное, чем первое государство-член.
1г. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) "Синяя карта ЕС" - это разрешение с обозначением "синяя карта ЕС", которое дает право обладателю пребывать и работать на территории государства-члена Европейского союза в целях высококвалифицированной трудовой занятости.
1д. (новый - ГГ, ном. 70 за 2013 г.) "Единое разрешение на пребывание и работу" - это документ с обозначением "единое разрешение на пребывание и работу", которым одновременно разрешается пребывание и работа на территории Республики Болгарии иностранцам из третьих стран.
1е. (новый - ГГ, ном. 70 за 2013 г.) "Единая процедура по ходатайству" - это процедура, при которой после поданного работодателем единого заявления о разрешении пребывания и работы гражданина третьей страны принимается решение по этому заявлению.
2. (изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) "Систематическое нарушение" имеет место, когда в течение одного года иностранец совершил более двух нарушений.
3. (доп. – ГГ, ном. 42 за 2001 г.) "Исправный документ для заграничных поездок или иной замещающий его документ" - это таковой, который выдан в установленном законом порядке соответствующего государства, в который может быть поставлена виза и который дает право иностранцу возвратиться в государство, из которого въезжает, в государство происхождения или в третье государство, фотография в документе позволяет установить личность его обладателя, не содержит исправлений, зачеркиваний, подтирок, добавлений и т.д. в данных, нет следов подмены фотографии, поставленные печати четкие, изображение на фотографии совпадает с образом его обладателя и срок его действия не истек.
3а. (новый - ГГ, ном. 36 за 2009 г.) "Разрешение на пребывание" – это любое разрешение на пребывание, выданное компетентными органами Министерства внутренних дел в соответствии с единым форматом, установленным Регламентом (ЕО) № 1030/2002 Совета от 13 июня 2002 г., относительно единого формата разрешений на пребывание для граждан третьих стран.
3б. (новый – ГГ, ном. 43 за 2011 г., в силе от 15.06.2011 г.) „Незаконно пребывающий иностранец” – это каждый иностранец – гражданин третьего государства, который находится на территории Республики Болгарии и не отвечает или перестал отвечать условиям пребывания.
4. (изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) "Возвращение" - это действие при добровольном или принудительном исполнении обязанности по возвращению иностранца в его страну происхождения или страну транзитного проезда в соответствии с соглашением Европейского союза с третьей страной или с двусторонними соглашениями об обратном приеме, или с иными договоренностями, или в третью страну, в которую иностранец добровольно решает вернуться, и в которую будет принят.
4а. (новый - ГГ, ном. 36 за 2009 г.) "Добровольный отъезд" –это исполнение обязанности иностранца в отношении возвращения в срок, определенный с этой целью в приказе о наложении меры административного принуждения.
4б. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) "Уязвимые лица" - это малолетние или несовершеннолетние лица, несопровождаемые малолетние или несовершеннолетние лица, лица, имеющие увечья, пожилые люди, беременные женщины, одинокие родители с малолетними или несовершеннолетними детьми и лица, которые подвергались мучениям, изнасилованию или иным серьезным формам психического, физического или сексуального насилия.
4в. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г., изм. и доп. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) "Опасность в сокрытии иностранца, в отношении которого наложена мера административного принуждения, предусмотренная ст. 39а, абз. 1, п. 2 и 3" является налицо, если с учетом фактических данных может быть сделано обоснованное предположение, что это же лицо попытается отклониться от исполнения наложенной меры. Данными в этом направлении могут быть обстоятельство, что лицо не может быть обнарежено по объявленному им адресу пребывания, наличие предыдущих нарушений общественного порядка, предыдущего осуждения лица, независимо от реабилитации, не покинуло страну в рамках предоставленного ему срока для добровольного отъезда, ясно показало, что не будет считаться с наложенной ему мерой, имеет поддельные документы или не имеет никаких документов, представило неверную информацию, уже скрывалось, не соблюло запрет въезда и пр.
5. "Службы административного контроля за иностранцами" – это нормативно определенные государственные органы, имеющие правомочия по настоящему закону.
6. (новый – ГГ, ном. 42 за 2001 г.) "Лицо болгарского происхождения" – это лицо, у которого хотя бы один из родных по восходящей линии болгарин.
7. (новый – ГГ, ном. 42 за 2001 г.; изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) "Чрезвычайные обстоятельства" - это стихийные и природные бедствия, аварии, катастрофы, грабежи и обстоятельства, приведшие к скорой медицинской помощи, как и другие события, наступившие не по воле иностранца, которые он не мог предусмотреть или предотвратить.
7а. (новый - ГГ, ном. 63 за 2005 г.) "Европейское экономическое пространство" - это экономическое сообщество, которое включает в себе государства – члены Европейского союза, Исландию, Лихтенштейн и Норвегию.
8. (новый – ГГ, ном. 42 за 2001 г.) "Школа" – это общеобразовательное учебное заведение по смыслу законодательства государства, в котором учится школьник.
9. (новый – ГГ, ном. 42 за 2001 г., изм. – ГГ, ном. 112 за 2001 г., вступает в силу с 01.01.2002 г., изм. – ГГ, ном. 9 за 2011 г., доп. – ГГ, ном. 43 за 2011 г., вступает в силу с 15.06.2011 г.) „Деятельность свободной практики” – это любая хозяйственная деятельность, за исключением деятельности по ст. 24, абз. 1, п. 2 и по ст. 25, абз. 1, п. 13, осуществляемая в личном качестве без участия работодателя.
10. (новый - ГГ, ном. 37 за 2003 г.) "Фактическое внебрачное сожительство" налицо, когда лица живут в одном хозяйстве и сожительствуют на супружеских началах.
11. (новый - ГГ, ном. 37 за 2003 г.) "Перевозчик" - это физическое или юридическое лицо, которое согласно своему национальному законодательству имеет право осуществлять перевозку по суше, по воздуху или по воде транспортным средством, предназначенным для осуществления такой деятельности.
12. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) "Торговый посредник" - это частное административное агентство, транспортное товарищество или туристическое агентство (туроператор или конечный продавец).
13. (новый - ГГ, ном. 23 за 2013 г., вступает в силу с 01.05.2013 г.) "Международная защита" - это статус беженца и гуманитарный статус, так, как они определены соответственно в ст. 8 и ст. 9, абз. 1 - 7 Закона об убежище и беженцах.
14. (новый - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) "Основательные сомнения" по смыслу ст. 10, абз. 1, п. 24 - это сомнения относительно риска незаконной миграции, если из проведенного собеседования и из представленных документов установлено, что соискатель использовал цели поездки в качестве предлога для того, чтобы незаконно обосноваться на территории Республики Болгарии, или если есть противоречие между сделанными изъявлениями и его намерением покинуть страну до истечения срока визы, о которой ходатайствует.
§ 2. За выдачу виз, разрешений на пребывание и других документов по этому закону собираются таксы, определенные актом Совета министров.
Переходные и заключительные положения
§ 3. Этот закон отменяет Закон о пребывании иностранцев в Республике Болгарии (обн., ДВ, ном. 93 от 1972 г.; изм. и доп., ном. 36 от 1979 г., ном. 17 от 1987 г., ном. 26 от 1988 г., ном. 53 от 1989 г., ном. 27 от 1994 г., ном. 120 от 1997 г., ном. 11 и 93 от 1998 г.)
§ 4. В ст. 9, абз. 2 Закона об иностранных инвестициях (обн., ДВ, ном. 97 от 1997 г.; попр., ном. 99 от 1997 г.; изм., ном. 29 от 1998 г.) после слов "министр внутренних дел" добавляются "или уполномоченные им должностные лица".
§ 5. Совет министров публикует правила применения этого закона.
§ 6. Исполнение закона возлагается на министра иностранных дел, министра внутренних дел и министра по труду и социальной политике.
Закон принят ХХХVІІІ Народным собранием 11 ноября 1998 г. и 15 декабря 1998 г. и подпечатан официальной печатью Народного собрания.
Дополнительные положения
К ЗАКОНУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ ЗАКОНА ОБ ИНОСТРАНЦАХ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ
§ 40. Этим законом вводятся требования Директивы 2003/110/ЕО Совета по помощи в случаях транзита в целях выдворения за пределы территории страны по воздуху, Директива 2003/109/ЕО Совета относительно статуса долгосрочно пребывающих граждан из третьих стран, Директива 2003/86/ЕО Совета по праву воссоединения семей, Директива 2001/51/ЕО Совета по дополнению положений ст. 26 Конвенции по приложению Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г., Директива 2001/40/ЕО Совета по взаимному признанию решений о депортации граждан третьих стран.
Дополнительные положения
к ЗАКОНУ О ДОПОЛНЕНИИ ЗАКОНА ОБ ИНОСТРАНЦАХ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ
(ОБН. - ДВ, БР. 63 ОТ 2007 Г.)
§ 4. Настоящий закон вводит положения Директивы 2004/82/ЕО Совета относительно обязанностей перевозчиков сообщать данные о пассажирах и Директивы 2005/71/ЕО Совета относительно специфической процедуры приема граждан из третьих стран во исполнение целей проведения научно-исследовательской деятельности.
Переходные и заключительные положения
К ЗАКОНУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ НАЛОГОВО-СТРАХОВОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
(ОБН. - ГГ, НОМ. 12 ЗА 2009 Г., В СИЛУ С 01.05.2009 Г., ДОП. - ГГ, НОМ. 32 ЗА 2009 Г.)
§ 68. (Доп. - ГГ, ном. 32 за 2009 г.) Закон входит в силу с 1 мая 2009 г., за исключением § 65, 66 и 67, которые входят в силу со дня обнародования закона в "Государственной газете" и § 2 - 10, § 12, п. 1 и 2 – в отношении к абз. 3, § 13 - 22, § 24 - 35, § 36, абз. 1 - 4, § 37 - 51, § 52, п. 1 - 3, т. 4, букве "а", п. 7, букве "е" - в отношении к абз. 10 и 11, п. 8, букве "а", п. 9 и 12 и § 53 - 64, которые входят в силу с 1 января 2010 г.
Переходные и заключительные положения
К ЗАКОНУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ДОПОЛНЕНИИ ЗАКОНА ОБ ИНОСТРАНЦАХ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ
(ОБН. - ГГ, НОМ. 36 ЗА 2009 Г.)
§ 17. Незавершенные административные производства в отношении выдачи разрешения на постоянное пребывание на основании ст. 25, абз. 1, п. 6, 7 и 8 и членов их семей в контексте § 1, п. 1 дополнительных положений завершается на условиях настоящего закона.
Переходные и заключительные положения
К ЗАКОНУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ДОПОЛНЕНИИ ЗАКОНА ОБ ИНОСТРАНЦАХ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ
(ОБН. - ГГ, НОМ. 9 ЗА 2011 Г.)
§ 49. (1) Незавершенные производства по выдаче разрешения на пребывание завершаются в существующем порядке.
(2) В трехмесячный срок после вступления в силу настоящего закона прекращается действие мер административного принуждения, примененных приказом на основании отмененного абз. 2 ст. 43.
(3) Незавершенные производства по основаниям, указанным в ст. 46а, завершаются в существующем порядке.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 65. Параграф 8, п. 1, буква "д" (относительно ст. 10, абз. 1, п. 19) и п. 3, § 21, п. 3 (относительно ст. 26, абз. 6), § 38, п. 2, § 43 и § 51, п. 4 и 5 применяются после вступления в силу решения Совета Европейского союза о полном применении Республикой Болгарией положений достижений права Шенген.
§ 66. Параграф 18 относительно ст. 24е, абз. 3, предложение второе, § 35, § 38, п. 1, буква "е" относительно ст. 40, абз. 1, п. 11 и 12 и § 50, п. 1 (относительно п. 1а, предложение второе) и п. 2 (относительно п. 7 и

вступает в силу с 1 июня 2011 г.
Переходные и заключительные положения
К ЗАКОНУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ ЗАКОНА О МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
(ОБН. - ГГ, НОМ. 44 ЗА 2012 Г., ВСТУПАЕТ В СИЛУ С 01.07.2012 Г.)
§ 54. (1) Созданная настоящим законом Главная дирекция "Национальная полиция" является правопреемником активов, пассивов, прав и обязанностей Главной дирекции "Уголовная полиция" и Главной дирекции "Охранная полиция".
(2) Процессуальное представительство по незавершенным спорам Главной дирекции "Уголовная полиция" и Главной дирекции "Охранная полиция" осуществляется директором Главной дирекции "Национальная полиция".
§ 55. С вступлением в силу настоящего закона незавершенные служебные и трудовые правоотношения государственных служащих и лиц, работающих по трудовому правоотношению в Главной дирекции "Уголовная полиция" и в Главной дирекции "Охранная полиция", преобразуются соответственно в служебные и трудовые правоотношения государственных служащих и лиц, работающих по трудовому правоотношению в Главной дирекции "Национальная полиция".
§ 56. Выданные подзаконные нормативные акты до вступления в силу настоящего закона применяются до выдачи соответствующих новых актов постольку, поскольку не противоречат ему.
§ 57. Стаж, полученный по Закону о государственном служащем и по Кодексу труда служащими по § 64 переходных и заключительных положений Закона об изменении и дополнении Закона о Министерстве внутренних дел (ГГ, ном. 93 за 2009 г.), зачитывается в качестве работы у одного и того же работодателя, соответственно органа по назначению.
Переходные и заключительные положения
К ЗАКОНУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ ЗАКОНА О СТИМУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИЙ
(ОБН. - ГГ, НОМ. 16 за 2013 Г.)
§ 31. Незавершенные административные производства по выдаче разрешения на постоянное пребывание на основании отмененного п. 7 ст. 25, абз. 1 Закона об иностранцах в Республике Болгарии завершаются в существующем порядке.