ЗАКОН ОБ ИНОСТРАНЦАХ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ
Данный перевяод не может быть использован для судебных или др. подобных целей!
Официальный текст на болгарском см.:
ЗАКОН ОБ ИНОСТРАНЦАХ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ
Обн. ГГ. 153/23 Декабрь 1998, ... изм. ДВ. бр.9 от 28 Януари 2011г.изм. ГГ. 70/9 Август 2013, изм. ГГ. 108/17 Декабрь 2013
Глава первая.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ст. 1. (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) Настоящий закон определяет условия и порядок, при которых иностранцы могут въезжать, пребывать и выезжать из Республики Болгарии.
(2) Настоящий закон применяется и по отношению к членам семей болгарских граждан, которые не являются гражданами государства-члена Европейского союза, или государства - стороны по Соглашению о Европейском экономическом пространстве, или Конфедерации Швейцарии.
(3) Условия и порядок, при которых граждане других государств-членов Европейского союза и члены их семей, равно граждане государств - сторон по Соглашению о Европейском экономическом пространстве и Конфедерации Швейцарии и члены их семей въезжают, пребывают и выезжают из Республики Болгарии, определяются Законом о въезде, пребывании и выезде из Республики Болгарии граждан Европейского союза и членов их семей.
Ст. 2. (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) (Изм. - ГГ, ном. 36 за 2009 г.) Иностранец по смыслу настоящего закона - любое лицо, которое не является болгарским гражданином.
(2) (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Иностранец - это и лицо, которое не является гражданином ни одного государства в соответствии с его законодательством.
(3) (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Членами семьи иностранца по смыслу настоящего закона являются:
1. супруг/супруга;
2. дети иностранца и его супруга/супруги, включая усыновленных, которые не достигли 18-летнего возраста и не заключили брак;
3. дети, включая усыновленных, иностранца, которые не достигли 18-летнего возраста и не заключили брак, если он имеет родительские права и дети находятся на его иждивении;
4. дети, включая усыновленных, супруга/супруги, которые не достигли 18-летнего возраста и не заключили брак, если он имеет родительские права и дети находятся на его иждивении.
(4) (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г., изм. и доп. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Членами семьи считаются и достигшие 18-летнего возраста дети иностранца или его супруга/супруги, не заключившие брак, и если серьезные причины, связанные с состоянием здоровья, требуют лично заботиться о них или из-за таких причин объективно не способны обеспечивать свое собственное содержание.
(5) (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Если иностранец уже имеет супруга/супругу, который живет с ним на территории Республики Болгарии, не разрешается воссоединение семьи с другим супругом/супругой.
(6) (Бывший абз. 2 - ГГ, ном. 9 за 2011 г., изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Члены семьи болгарского гражданина - это лица, которые живут с ним в одном домашнем хозяйстве и являются:
1. супругом;
2. по нисходящей, в том числе, когда являются по нисходящей только лица по основаниям, указанным в п. 1, которые не достигли двадцати одного года и не заключили брак;
3. по нисходящей, в том числе, когда являются по нисходящей только лица по основаниям, указанным в п. 1, которые достигли двадцати одного года, но не имеют собственных доходов, по причине, что не являются в состоянии обеспечить сами своего содержания или серьезные причины, связанные с состоянием здоровья, вынуждают болгарского гражданина полагать лично заботу о них;
4. (изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) по восходящей, которые находятся на иждивении болгарского гражданина или лица по основаниям, указанным в п. 1;
5. (изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) прочими членами его домашнего хозяйства, которые были полностью на его иждивении в государстве их происхождения или в государстве обычного их пребывания, или серьезные причины, связанные с состоянием здоровья, требуют, чтобы болгарский гражданин полагал лично заботу о них.
Ст. 3. (1) Иностранцы в Республике Болгарии имеют все права и обязанности в соответствии с болгарскими законами и ратифицированными международными договорами, по которым Республика Болгария является стороной, за исключением тех, которые требуют болгарского гражданства.
(2) (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) По отношению к иностранцам, которые аккредитованы в качестве членов иностранных дипломатических и консульских представительств, как и представительств международных организаций в Республике Болгарии, которые пользуются иммунитетом и привилегиями, применяются общепринятые нормы международного дипломатического и консульского права и международные договоры, по которым Республика Болгария является стороной.
Ст. 4. Иностранцы, пребывающие в Республике Болгарии, обязаны соблюдать законы и установленный правовой порядок, быть лояльными по отношению к болгарскому государству и не подрывать престиж и достоинство болгарского народа.
Ст. 5. (Отм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.)
Ст. 6. Иностранцы, пребывающие в Республике Болгарии, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность наравне с болгарскими гражданами, если в специальном законе или международном договоре, в котором Республика Болгария является стороной, не предусмотрено иного.
Ст. 7. (Изм. - ГГ, ном. 54 за 2002 г., изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Условия и порядок предоставления особой защиты иностранцам на территории Республики Болгарии определяется специальным законом.
Глава вторая.
Въезд и аэропортовый транзит (Заголовок изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.)
Ст. 8. (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) Иностранец может въехать в Республику Болгарию, если обладает исправным документом для заграничной поездки или иным заменяющим его документом, равно визу, когда таковая требуется.
(2) (Доп. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Не требуется виза, если настоящее предусмотрено в Регламенте (ЕО) № 539/2001 Совета, в иных актах ЕС, имеющих обязывающее действие, в международном договоре, по которому Республика Болгария является стороной, или в акте Совета Министров.
(3) (Изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Не требуется виза и если иностранец имеет действительное разрешение на длительное, долгосрочное или постоянное пребывание в Республике Болгарии и основания для ее выдачи не отпали.
(4) (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) После принятия и одобрения заявления о воссоединении семьи членам семьи выдаются визы по упрощенной процедуре на условиях и в порядке, установленных актом Совета Министров.
Ст. 8а. (Новый - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) Иностранец, который является членом семьи болгарского гражданина, может въехать на территорию Республики Болгарии с паспортом и визой, если таковая требуется. Виза выдается на условии и в порядке, определенных Советом Министров, без оплаты пошлины за обработку документов и выдачу визы.
(2) Виза не требуется, если иностранец - член семьи болгарского гражданина, имеет карту для пребывания члена семьи гражданина Европейского союза, выданную в:
1. Республике Болгарии, если основания для ее выдачи не отпали;
2. другом государстве-члене Европейского союза, если сопровождает или присоединяется к болгарскому гражданину.
(3) Если при въезде на территорию Республики Болгарии член семьи болгарского гражданина ссылается на это свое качество, но не представит документ, предусмотренный абз. 2, органы пограничного контроля предоставляют ему разумный срок их получить или удостоверить посредством иных документов, что является членом семьи болгарского гражданина.
(4) В случаях по основаниям, указанным в абз. 3, органы пограничного контроля осуществляют подробную проверку личных обстоятельств и не допускают въезда лица, которое не представило документ, предусмотренный абз. 2, или не удостоверило надлежащим образом другими документами, что является членом семьи болгарского гражданина. Отказ допустить въезд лица в Республику Болгарию мотивируется и может быть оспорен в порядке, установленном Административно-процессуальным кодексом.
Ст. 9. (Изм. – ГГ, ном. 42 за 2001 г., изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г., изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Виза является разрешением, выданным Республикой Болгарией, на въезд и пребывание, транзитный проезд или на транзит аэропорта.
Ст. 9а. (Новый - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) Вид визы определяется целью, для которой она выдается.
(2) Визы являются следующих видов:
1. для транзита аэропорта (виза вида "А");
2. (отм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.);
3. для краткосрочного пребывания (виза вида "C");
4. для долгосрочного пребывания (виза вида "D").
(3) (Доп. - ГГ, ном. 103 за 2009 г., отм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.)
(4) (Отм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.)
(5) (Новый - ГГ, ном. 103 за 2009 г., отм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.)
Ст. 9б. (Новый - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) Виза выдается в форме единой визовой наклейки по образцу Европейского союза и является действительной только с исправным документом для заграничной поездки или иным заменяющим его документом, в который или к которому полагается.
(2) Данные, нанесенные на визовую наклейку, не могу быть изменены.
Ст. 9в. (Новый - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) Визовая наклейка полагается в исправный паспорт или иной документ для заграничной поездки, признанный Республикой Болгарией.
(2) Когда иностранец обладает исправным документом для заграничной поездки или другим заменяющим его документом, который не является признанным Республикой Болгарией, визовая наклейка полагается на единый бланк для проставления визы по образцу Европейского союза, утвержденный актом Совета министров.
(3) (Изм. - ГГ, ном. 93 за 2009 г., вступает в силу с 25.12.2009 г., доп. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Министерство внутренних дел согласованно с Министерством иностранных дел и с Министерством транспорта, информационных технологий и сообщений поддерживает и актуализирует перечень документов для заграничной поездки, выдаваемых государствами, международными организациями и другими субъектами международного публичного права, в которые могут полагаться визовые наклейки и дают право иностранцу въехать на территорию Республики Болгарии. Условия и порядок согласования национальной позиции Республики Болгарии относительно признания или непризнания документов для поездки определяются актом Совета Министров.
(4) Условия и порядок печати, проставления, аннулирования, сохранения и уничтожения визовых наклеек и бланков для проставления визы определяются актом Совета министров.
Ст. 9г. (1) (Изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Выдача, отказ в выдаче, аннулирование и отмена виз осуществляется дипломатическими и консульскими представительствами Республики Болгарии за границей и органами пограничного контроля, а аннулирование и отмена - и органами административного контроля иностранцев.
(2) (Новый - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Выдача, отказ в выдаче, аннулирование и отмена виз транзита аэропорта, для краткосрочного пребывания или виз, выданных органами административного контроля, осуществляется согласно условиям и порядку, определенным Регламентом (ЕО) № 810/2009 Европейского парламента и Совета от 13 июля 2009 г. о создании Визового кодекса Общности (Визовый кодекс) (ОВ, L 243/1 от 15 сентября 2009 г.).
(3) (Доп. - ГГ, ном. 9 за 2011 г., бывший абз. 2 - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Республика Болгария и иное государство-член Европейского союза могут заключить двусторонний договор о представительстве для приема заявлений и выдачи виз или создавать общие центры для приема заявлений.
(4) (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г., бывший абз. 3 - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Министерство внутренних дел или управомоченное им должностное лицо может заключить договор на условиях и в порядке, установленных актом Совета Министров, о сотрудничестве с привлеченным исполнителем об осуществлении действий, связанных с приемом заявлений на выдачу виз и сбором данных, при соблюдении положений о защите личных данных.
(5) (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г., бывший абз. 4 - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Дипломатические и консульские представительства могут сотрудничать с торговыми посредниками на основании аккредитации, определенной актом Совета Министров, с учетом подачи заявления, за исключение сбора биометрических данных.
(6) (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г., бывший абз. 5, изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Почетные консулы могут быть уполномочены исполнять некоторые или все задачи, указанные в абз. 4.
Ст. 9д. (Новый - ГГ, ном. 29 за 2007 г., изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) В порядке исключения, когда этого требует государственный интерес или чрезвычайные обстоятельства, органы пограничного контроля пограничных контрольно-пропускных пунктов могут выдавать однократные визы для транзитного проезда со сроком до двух дней, если иное не предусмотрено международным договором и для краткосрочного пребывания сроком до 15 дней. О выданных визах незамедлительно уведомляется Государственное агентство "Национальная безопасность".
Ст. 9е. (Новый - ГГ, ном. 29 за 2007 г., изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) (1) Условия и порядок выдачи, отказа в выдачи, аннулирования и отмены виз и определения визового режима определяются актом Совета Министров.
(2) Условия и порядок согласования заявлений на выдачу виз определяются инструкцией министра иностранных дел, министра внутренних дел и председателя Государственного агентства "Национальная безопасность".
Ст. 9ж. (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) (1) Для выдачи визы соискатель подает, не раннее чем за три месяца до начала планируемого посещения, заполненное и подписанное заявление по образцу, определенному актом Совета Министров.
(2) К заявлению по основаниям, указанным в абз. 1, соискатель представляет документы, указанные в акте Совета Министров, и доказывающие цель поездки.
(3) При осуществлении деятельности по выдаче виз обрабатываются личные данные, включая и биометрические данные. Биометрические данные включают в себя фотографию лица и его десять отпечатков пальцев, которые снимаются в порядке, установленном актом Совета Министров, и при соблюдении защитных механизмов, предусмотренных в Конвенции по защите прав человека и основных свобод, составленной в Страсбурге 6 мая 1963 г. (ратифицированной законом - ГГ, ном. 66 за 1992 г.) (ГГ, ном. 80 за 1992 г.), в Хартии основных прав Европейского союза, подписанной в Ницце 7 декабря 2000 г., в Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г. (ратифицированной решением ВНС за 1991 г. - ГГ, ном. 32 за 1991 г.) (ГГ, ном. 55 за 1991 г.), и Законе о защите личных данных.
(4) От требования в отношении снятия отпечатков пальцев освобождаются следующие соискатели:
1. дети, не достигшие 12 лет;
2. лица, в отношении которых снятие отпечатков пальцев является физически невозможным; если является возможным снятие отпечатков пальцев с менее чем 10 пальцев, снимается соответствующее число отпечатков пальцев; если снятие является временно невозможным, от соискателя требуется пройти процедуру снятия отпечатков пальцев при следующем заявлении;
3. государственные или правительственные руководители и члены национального правительства и сопровождающие их супруги, равно члены их официальной делегации, если приглашены правительствами государств-членов или международными организациями, имеющими официальную цель;
4. королевские особы и прочие высокопоставленные члены королевской семьи, если приглашены правительствами государств-членов или международными организациями, имеющими официальную цель.
(5) Иначе как компетентными органами для выдачи виз, данные из информационной системы для выдачи виз могут быть использованы в целях пограничного контроля, административного контроля за иностранцами, предоставления убежища, равно управомоченными компетентными национальными органами или органами государств-членов для предотвращения, раскрытия и расследования террористических действий и преступлений, определенных в ст. 36, абз. 1 Закона об экстрадиции и Европейском приказе на арест. Порядок доступа к данным определяется актом Совета Министров.
(6) (Новый и доп. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Правила работы с национальной визовой информационной системой определяются инструкцией министра иностранных дел.
Ст. 9з. (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) (1) (Изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) В случае, если дипломатическое или консульское представительство установит после проверки заявления, что являются исполненными условия ст. 9ж, абз. 1 и 3, представлен действительный документ для заграничной поездки, соответствующий требованиям, указанным в акте Совета Министров, и визовая пошлина оплачена, принимает данное в качестве допустимого и переходит к его рассмотрению.
(2) При несоответствии требованиям по основаниям, указанным в абз. 1, заявление считается недопустимым, и дипломатическое или консульское представительство незамедлительно возвращает заявление и все представленные соискателем документы, уничтожает собранные биометрические данные, возвращает визовую пошлину и не приступает к его рассмотрению.
(3) В порядке исключения, если не являются исполненными требования по основаниям, указанным в абз. 1, заявление может считаться допустимым по причинам гуманитарного характера, или если настоящее требуется государственным интересом.
Ст. 10. (1) (Изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Отказывается в выдаче визы или въезде в страну иностранцу в следующих случаях:
1. (доп. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) своими действиями нанес или может подвергнуть опасности безопасность или интересы болгарского государства, или в отношении которого есть данные, что он действует в ущерб безопасности страны;
2. (доп. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) своими действиями компрометирует болгарское государство или наносит ущерб престижу и достоинству болгарского народа, или его въезд в страну может причинить вред отношениям Республики Болгарии с другим государством;
3. (изм. – ГГ, ном. 11 за 2007 г., доп. - ГГ, ном. 73 за 2010 г., вступает в силу с 17.09.2010 г.) есть данные, что он/она являются членами преступной группы или организации, или осуществляют террористическую деятельность, контрабанду и незаконную торговлю оружием, взрывчатыми веществами, боеприпасами, пиротехническими изделиями, стратегическим сырьем, изделиями и технологиями, имеющими двойное назначение, равно незаконный ввоз и вывоз усыпляющих (наркотических) и психотропных веществ и прекурсор, а также сырья для их производства;
4. есть данные, что осуществляет торговлю людьми и незаконно вводит в страну и выводит из страны лиц в другие страны;
5. был выдворен из Республики Болгарии не менее 10 лет назад и не восстановил в 6-месячный срок с момента выдворения израсходованные на это государством средства;
6. (изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) осужден за совершенное умышленное преступление на территории Республики Болгарии, которое согласно болгарскому законодательству наказывается в виде не менее чем одного года лишения свободы;
7. (изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) совершил попытку въехать в страну или ее пересечь, используя подложные или поддельные документы, визу или разрешение на пребывание;
8. можно предполагать, что станет причиной распространения тяжелой заразной болезни, страдает заболеванием, которое согласно критериям Министерства здравоохранения или Мировой организации здравоохранения представляет угрозу общественному здоровью, или не имеет сертификата о прививках, или следует из района с осложненной эпидемиологической или эпизоотической обстановкой;
9. не имеет обеспеченного содержания (средств для проживания) и необходимых обязательных страховок на период своего пребывания в стране, а также средств, обеспечивающих возможность для возвращения;
10. при предыдущем въезде в страну систематически нарушал пограничный, паспортно-визовый, валютный или таможенный режим Республики Болгарии;
11. при предыдущем въезде в страну нарушил трудовое или налоговое законодательство страны;
12. нет виз или билетов в страны, являющиеся следующими по маршруту;
13. лицу наложена мера административного принуждения в виде запрета на въезд в страну, и эта мера является в силе;
14. (изм. – ГГ, ном. 42 за 2001 г., изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) включен в информационный массив иностранцев, чье пребывание в стране нежелательно по основаниям, указанным в ст. 21а, абз. 1;
15. (новый – ГГ, ном. 42 за 2001 г.) обращается за въездной визой на основании документа об окончательном въезде из другого государства, в котором пребывал до этого момента;
16. (новый - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) ходатайствует о визе при наличии неисправного документа для заграничной поездки или иного заменяющего его документа;
17. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) не докажет цель и условия планированного пребывания;
18. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) уже пребывал три месяца в рамках текущего 6-месячного периода на территории Республики Болгарии в качестве имеющего визу согласно ст. 14, абз. 3;
19. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) является лицом, о котором подан сигнал в Шенгенскую информационную систему об отказе во въезде;
20. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) во время предыдущего пребывания в стране систематически совершал нарушения общественного порядка;
21. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) есть данные, что целью въезда является пребывание в стране в качестве иммигрант, не имея специального разрешения на это;
22. (новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) есть данные, что целью его въезда является использование страны в качестве транзитного пункта для миграции в третье государство.
23. (новый – ГГ, ном. 43 за 2011 г., в силе от 15.06.2011 г.) предоставил документ с неверным содержанием или декларировал неверные данные.
24. (новый - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) налицо основательные сомнения относительно аутентичности приложенных документов для выдачи визы, истинность их содержания, надежность сделанных иностранцем изъявлений или его намерения уехать из страны до истечения визы, о которой ходатайствует.
(2) (Изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) В случаях по основаниям, указанным в абз. 1, может быть выдана виза или разрешен въезд на территорию Республики Болгарии по причинам гуманитарного характера, или если настоящее требуется государственным интересом или исполнением международных обязательств.
(3) (*) (Новый - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) В случаях по основаниям, указанным в абз. 1, иностранцам, которые имеют действительное разрешение на пребывание, визу для долгосрочного пребывания или визу для повторного въезда, выданные каким-нибудь государством-членом, или, если это требуется, разрешение на пребывание или визу на долгосрочное пребывание и визу для повторного въезда, разрешается въезд на территорию Республики Болгарии для транзитного проезда с целью добраться до территории того государства-члена, которое выдало разрешение на пребывание, визу для долгосрочного пребывания или визу для повторного въезда, иначе как Республика Болгария не подала сигнал на предмет отказа на въезд в Шенгенскую информационную систему.
Ст. 11. (Доп. - ГГ, ном. 29 за 2007 г., отм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.)
Ст. 12. (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) Виза транзит аэропорта выдается иностранцу, который прибыл на воздухоплавательном средстве из одного государства и находится в международной транзитной зоне аэропорта на территории Республики Болгарии с целью продолжить свою поездку первым следующим полетом в другое государство.
(2) Иностранец, едущий с визой транзит аэропорта, считается не допущенным на территорию Республики Болгарии.
Ст. 13. (Изм. – ГГ, ном. 42 за 2001 г., изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г., отм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.)
Ст. 14. (Изм. – ГГ, ном. 42 за 2001 г., изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г., изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) (1) Виза для краткосрочного пребывания выдается иностранцу с целью транзитного проезда или планированного пребывания на территории Республики Болгарии.
(2) Виза для краткосрочного пребывания с целью транзитного проезда является с продолжительностью пребывания на территории Республики Болгарии до двух дней, если не предусмотрено иное в международном договоре, и выдается иностранцу, который въезжает в Республику Болгарию и покидает ее территорию по пути из одного государства в другое государство. Общая продолжительность пребывания с такой визой не может превышать трех месяцев в рамках каждого 6-месячного периода, считая с даты первого въезда на территорию Республики Болгарии.
(3) Виза для краткосрочного пребывания с целью планированного пребывания является с продолжительностью не более трех месяцев в рамках каждого 6-месячного периода, считая с даты первого въезда на территорию Республики Болгарии.
(4) Виза для краткосрочного пребывания может быть выдана для однократного, двукратного или многократного въезда.
(5) Срок действия визы и продолжительность разрешенного пребывания определяется на основании проведенной проверки условий для въезда и оценки риска при рассмотрении заявления на визу. Срок действия визы не может превышать 5 лет.
Ст. 14а. (Новая – ГГ, ном. 42 за 2001 г., отм. - ГГ, ном. 103 за 2009 г.)
Ст. 15. (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) (Доп. - ГГ, ном. 9 за 2011 г., изм. - ГГ, ном. 21 за 2012 г.) Виза для долгосрочного пребывания со сроком действия до 6 месяцев и с правом пребывания до 180 дней выдается иностранцу, который желает обосноваться на длительное время или постоянно в Республике Болгарии.
(2) (Доп. - ГГ, ном. 16 за 2013 г.) Виза для долгосрочного пребывания со сроком действия до одного года и с правом пребывания до 360 дней может быть выдана иностранцам, которые осуществляют научные исследования или являются студентами по программам обучения до одного учебного года, практикантам или стажерам, иностранцам, командированным иностранным работодателем с целью исполнения и поддерживания конкретных задач, связанных с контролем и координацией по исполнению договора о туристических услугах, как и иностранцам, командированным иностранным работодателем с целью осуществления инвестиций, сертифицированных в порядке, предусмотренном Законом о стимулировании инвестиций.
(3) Виза для долгосрочного пребывания дает право на многократный въезд на территорию Республики Болгарии в рамках срока ее действия.
(4) Виза для долгосрочного пребывания аннулируется при выдаче разрешения на пребывание органами административного контроля над иностранцами.
Ст. 16. (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) Обладание визой не может быть единственным основанием для въезда и пребывания в Республике Болгарии.
(2) (Изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Органы пограничного контроля могут не допустить въезд в Республику Болгарию иностранца, обладающего визой, в случаях предусмотренных ст. 10, абз. 1, или при неисполнении требований ст. 19.
(3) Иностранцу, которому отказано во въезде, органы пограничного контроля вручают единый формуляр по образцу Европейского союза, в котором отражаются причины, приведшие к его недопущению на территорию страны. Образец формуляра утверждается актом Совета Министров.
(4) Органы пограничного контроля и службы административного контроля за иностранцами могут аннулировать выданную визу, уменьшать число разрешенных въездов и срок пребывания при неисполнении требований настоящего закона и в порядке, определенном актом Совета Министров. В этих случаях немедленно уведомляется Министерство иностранных дел.
(5) Министерство иностранных дел и дипломатические и консульские представительства могут аннулировать выданную визу, уменьшить число разрешенных въездов или срок пребывания при неисполнении требований настоящего закона и в порядке, определенном актом Совета Министров.
Ст. 17. (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) Иностранцы въезжают в Республику Болгарию и покидают ее территорию только через пограничные контрольно-пропускные пункты, которые определены актом Совета министров или международным договором.
(2) Иностранец, который обладает более чем одним личным документом для заграничной поездки и удостоверения личности или перевозит таковые документы другому лицу, должен их объявить органам пограничного контроля.
(3) Иностранец, который обладает более чем одним гражданством, должен декларировать перед органами пограничного контроля гражданство, на которое будет ссылаться во время своего пребывания в Республике Болгарии, и удостоверить это исправным документом для заграничной поездки государства, чье гражданство декларировал.
(4) Иностранец, который обладает более чем одним исправным документом для заграничной поездки, должен покинуть страну с документом, с которым въехал.
(5) Органы пограничного контроля и службы административного контроля иностранцев могут снимать биометрические данные с целью автоматизированной проверки или для установления личности иностранцев.
(6) Органы пограничного контроля проставляют штемпели в документе для заграничной поездки иностранцев или заменяющем его документе при каждом въезде и при выезде из Республики Болгарии, за исключением случаев, когда иностранец является членом семьи болгарского гражданина и представит карту для пребывания согласно ст. 8а, абз. 2.
Ст. 18. (Изм. – ГГ, ном. 42 за 2001 г., изм. - ГГ, ном. 63 за 2005 г., в силу с 01.01.2006 г.) (1) При въезде в Республику Болгарию иностранец должен декларировать цель своего посещения и указать в письменном виде на адрес, по которому он будет пребывать, заполняя адресную карточку по образцу, утвержденному министром внутренних дел.
(2) Иностранцы, которые были аккредитованы как члены иностранных дипломатических, консульских и торговых представительств, а также и представительств международных организаций в Республике Болгарии, подлежат регистрации в Министерстве иностранных дел.
(3) (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) Иностранцы, которые проезжают транзитом через территорию Республики Болгарии, не заполняют адресные карты.
Ст. 19. (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) (1) Иностранец, который въезжает в Республику Болгарию или проезжает транзитом через ее территорию, в зависимости от цели поездки, должен обладать:
1. исправным документом для заграничной поездки или иным заменяющим его документом, как и визой, когда таковая является необходимой;
2. достаточными средствами для обеспечения своего содержания сообразно продолжительности и условий пребывания в Республике Болгарии, как и для возвращения в государство своего постоянного пребывания или для проезда через Республику Болгарию;
3. (доп. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) медицинской страховкой и другими страховками, если такие требуются;
4.приглашением по образцу, когда таковое требуется;
5. (доп. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) другими документами, доказывающими цель поездки и условия планированного пребывания.
(2) Размер финансовых средств, предусмотренных абз. 1, п. 2, минимальные страховые суммы, предусмотренные абз. 1, п. 3, образец приглашения и документы, предусмотренные абз. 1, п. 5, определяются актом Совета Министров.
Ст. 20. (Изм. - ГГ, ном. 42 за 2001 г., изм. - ГГ, ном. 37 за 2003 г.) (1) (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) Перевозчик, который перевозит по суше, по воздуху или по воде в и/или из Республики Болгарии иностранцев, перед осуществлением услуги должен установить:
1. исправность документов для поездки иностранца и наличие болгарской визы, когда таковая является необходимой;
2. наличие визы для государства/государств, которые лица хотят посетить или через которые хотят проехать, если таковые необходимы, в случаях транзита аэропорта или транзитного проезда через территорию Республики Болгарии.
(2) В случаях, когда иностранцу отказан въезд в Республику Болгарию на основании неисполнения обязательства по основаниям, указанным в абз. 1, перевозчик, который перевез иностранца, обязан по требованию органов пограничного контроля за свой счет вернуть в государство, из которого он был транспортирован, в государство, выдавшее документ для поездки, с которым иностранец прибыл, или в другое государство, в которое соответственному иностранному лицу будет разрешено въехать. Если возвращение не может осуществиться немедленно, расходы на пребывание иностранца оплачиваются за счет перевозчика.
(3) Перевозчик обязан вернуть за свой счет в порядке, установленном абз. 2, и иностранца, который проезжает транзитом через Республику Болгарию, и следующий перевозчик откажет в перевозке к государству - конечной цели поездки.
(4) Распоряжения абз. 2 и 3 применяются соответственно и по отношению к иностранцу, который был возвращен обратно в Республику Болгарию, проехавший транзитом через страну.
Ст. 20а. (1) (Изм. – ГГ, ном. 69 за 2008 г., доп. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Перевозчик, который перевозит по воздуху до и от Республики Болгарии пассажиров, должен по требованию компетентных органов Главной дирекции "Пограничная полиция" предоставить до окончания регистрации полета следующую информацию:
1. вид и номер документа для поездки пассажира;
2. имена, дату рождения и гражданство пассажира;
3. пограничный контрольно-пропускной пункт въезда в страну;
4. код транспорта;
5. дату и время отбытия и прибытия транспортного средства;
6. общее число перевозимых пассажиров при конкретной поездке;
7. начальный пункт отбытия.
(2) Обработка личных данных на основании абз. 1 осуществляется при соблюдении Закона защиты личных данных и международных договоров, по которым Республика Болгария является стороной.
(3) Перевозчик на основании абз. 1 должен предоставить требуемую информацию посредством электронной связи, а когда это не является возможным - иным подходящим способом.
(4) Перевозчик на основании абз. 1 должен удалить предоставленные личные данные в срок не позднее 24 часов после прибытия транспортного средства на территорию Республики Болгарии
(5) (Изм. – ГГ, ном. 69 за 2008 г.) Компетентные органы Главной дирекции "Пограничная полиция" удаляют предоставленные данные на основании абз. 1 в срок не позднее 24 часов от их получения, кроме случаев, когда они являются необходимыми для осуществления их правомочий, предусмотренных законом.
Ст. 21. (1) Иностранец, который вместе с транспортным средством въезжает, пребывает или проезжает транзитом через страну по суше, воздуху или по воде, обязан иметь следующие документы:
1. разрешение на проезд транспортного средства, когда такое требуется согласно болгарскому законодательству и международным договорам, по которым Республика Болгария является стороной;
2. документы, устанавливающие регистрацию транспортного средства;
3. документы, устанавливающие собственность на транспортное средство, если это не установлено в документах по п. 2;
4. обязательную страховку;
5. водительские права.
(2) Не допускается въезд в страну транспортного средства, если нет оснований по абз. 1, п. 1, 4 и 5.
(3) (Доп. – ГГ, ном. 42 от 2001 г.; изм. – ГГ, ном. 82 от 2006 г.; изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) Органы пограничного контроля задерживают транспортное средство и документы, если отсутствуют основания по абз. 1, п. 2 и 3 о чем составляется протокол, экземпляр которого вручается иностранцу. Протокол и документы направляются компетентным таможенным органам.
(4) Иностранцу, имеющему исправные документы для въезда в страну, но не имеющему исправный документ на транспортное средство согласно абз. 1, разрешается въехать в страну.
Ст. 21а. (Новая – ГГ, ном. 42 за 2001 г.) (1) (Доп. – ГГ, ном. 109 за 2007 г., вступает в силу с 01.01.2008 г., изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Министр внутренних дел, министр иностранных дел, председатель государственного агентства "Национальная безопасность" или уполномоченные ими должностные лица могут периодически включать иностранцев в информационный массив нежеланных в стране иностранцев при наличии основания по ст. 10, абз.1.
(2) (Доп. – ГГ, ном. 109 за 2007 г., вступает в силу с 01.01.2008 г.) Условия и порядок поддержки и актуализации информационного массива по основаниям, указанным в абз. 1, определяются министром внутренних дел, председателем Государственного агентства "Национальная безопасность" и министрам иностранных дел.
Глава третья.
ПРЕБЬIВАНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ
Ст. 22. (1) Пребывание иностранцев на территории Республика Болгария осуществляется на следующих основаниях:
1. (изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) выданная виза в соответствии со по ст. 9а, абз. 2;
2. международных договоров о безвизовом или облегченном визовом режиме;
3. разрешения служб административного контроля за иностранцами.
(2) (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г., отм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.)
(3) (Отм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.)
(4) (Новый – ГГ, ном. 109 за 2007 г., вступает в силу с 01.01.2008 г.) Решение по абз. 1, п. 3 издается после письменного мнения Государственного агентства "Национальная безопасность".
Ст. 23. (Изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) (1) Иностранцы пребывают в Республике Болгарии:
1. (изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) краткосрочно - до 90 дней с даты въезда в страну; срок может быть продлен однократно службами административного контроля за иностранцами по причинам гуманитарного характера;
2. длительно - с разрешенным сроком до одного года;
3. долгосрочно - с разрешенным первоначальным сроком 5 лет и возможностью переоформления после подачи заявления;
4. постоянно - с разрешенным неопределенным сроком.
(2) (Доп. - ГГ, ном. 23 за 2013 г., вступает в силу с 01.05.2013 г.) Сроки по основаниям, указанным в абз. 1, п. 1, 2 и 4, не применяются в отношении иностранцев, получивших защиту по Закону об убежище и беженцах.
(3) (Новый - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Иностранцы - служащие в дипломатическом или консульском представительстве или в международной организации, аккредитованной в Республике Болгарии, которые пользуются дипломатическим или консульским иммунитетом, пребывают на территории Республики Болгарии с разрешением на пребывание, которое выдается Министерством иностранных дел в порядке, предусмотренном ст. 59, абз. 5 Закона о болгарских личных документах. В таком же порядке выдается и разрешение на пребывание детей от 14 - до 21-летнего возраста, а для детей до 14-летнего возраста выдается разрешение на пребывание с наклеенным визовым стикером.
(4) (Новый - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) При необходимости в продлении срока документов и визового стикера по абз. 3 Министерство иностранных дел выдает новый документ со сроком действия до конца заграничного мандата служащего или выдает новый визовый стикер со сроком действия, который не превышает разрешенное пребывание родителя.
Ст. 24. (1) (Изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) Разрешение на длительное пребывание могут получить иностранцы, которые обладают визой согласно ст. 15, абз. 1 и:
1. (изм. - ГГ, ном. 42 за 2001 г., изм. - ГГ, ном. 112 за 2001 г.) желают работать по трудовому правоотношению после получения разрешения от органов Министерства труда и социальной политики;
2. (изм. - ГГ, ном. 42 за 2001 г., доп. - ГГ, ном. 37 за 2003 г., доп. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) осуществляют торговую деятельность в стране в установленном законом порядке, и в результате этой деятельности обеспечили не менее десяти рабочих мест для болгарских граждан, которые поддерживают в течение срока пребывания, за исключением тех случаев, когда договорено иное в международном договоре, который ратифицирован, обнародован и вступил в силу в отношении Республики Болгарии;
3. (отм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.)
4. являются иностранными специалистами, пребывающими в стране в соответствии с международными договорами, по которым Республика Болгария является стороной;
5. (изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г., изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) имеют основание получить разрешение на постоянное пребывание;
6. (изм. – ГГ, ном. 42 за 2001 г.) являются представителями иностранных торговых обществ, зарегистрированных в Болгарской торгово-промышленной палате;
7. (доп. - ГГ, ном. 37 за 2003 г.) являются финансово обеспеченными родителями постоянно пребывающих в стране иностранцев или болгарского гражданина;
8. (изм. – ГГ, ном. 70 за 2004 г., вступает в силу с 01.01.2005 г.) поступили на длительное лечение в медицинское учреждение и располагают финансовыми средствами на лечение и содержание;
9. являются корреспондентами иностранных средств массовой информации и имеют аккредитацию в Республике Болгарии;
10. (изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) получили право на пенсия согласно законодательству Республики Болгарии, своего государства происхождения или другого государства и располагают средствами для своего содержания в стране;
11. (изм. – ГГ, ном. 37 за 2004 г., вступает в силу с 06.08.2004 г., отм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.)
12. (отм. – ГГ, ном. 42 за 2001 г.)
13. (изм. – ГГ, ном. 42 за 2001 г., доп. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) являются членами семьи иностранца, получившего разрешение на длительное или постоянное пребывание;
14. (новый - ГГ, ном. 42 за 2001 г., изм. - ГГ, ном. 37 за 2003 г.; изм. - ГГ, ном. 63 за 2005 г., вступает в силу с 01.01.2006 г.; изм. - ГГ, ном. 29 за 2007 г., изм. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) являются родителями иностранца или находятся в фактическом внебрачном сожительстве с иностранцем, который получил разрешение на длительное пребывание на основании ст. 23, абз. 3;
15. (новый - ГГ, ном. 42 за 2001 г., изм. - ГГ, ном. 112 за 2001 г.) желают осуществлять деятельность на свободной практике после получения разрешения от органов Министерства по труду и социальной политике в соответствии со ст. 42а.;
16. (новый – ГГ, ном. 112 за 2001 г., вступает в силу с 01.01.2002 г., доп. – ГГ, ном. 109 за 2007 г., вступает в силу с 01.01.2008 г.) желают осуществить деятельность с некоммерческой целью после разрешения Министерства юстиции на условиях и в порядке, определенных Распоряжением министра юстиции, согласованно с министром внутренних дел и с председателем Государственного агентства "Национальная безопасность".
17. (новый - ГГ, ном. 29 за 2007 г.) получили статус особой защиты, предусмотренный ст. 25 Закона о борьбе с трафиком людей;
18. (новый - ГГ, ном. 29 за 2007 г., изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) являются членами семьи болгарского гражданина согласно ст. 2, абз. 6;
19. (новый - ГГ, ном. 16 за 2013 г.) вложили сумму не менее 600 000 лв. - для каждого иностранца, для приобретения права собственности на недвижимое имущество на территории Республики Болгарии или иностранец является собственником более чем 50 процентов капитала болгарского торгового общества, вложившим такую же сумму в капитал общества и в результате этого общество получило право собственности на недвижимое имущество в стране на эту стоимость; к дате подачи заявления о разрешении длительного пребывания иностранца или юридическое лицо должно выплатить полностью сумму, которая поступила по счету в болгарское лицензированное кредитное учреждение, а если недвижимость приобретена на заемные средства, непогашенная часть займа не должна превышать 25 процентов;
20. (новый - ГГ, ном. 16 за 2013 г.) осуществили инвестицию в экономически необлагодетельствованных регионах по смыслу Закона о стимулировании инвестиций посредством внесения в капитал болгарского торгового общества не менее 250 000 лв., причем иностранец является товарищем или акционер с поименными акциями и владеет не менее 50 процентами капитала общества и в результате вложения приобретены новые долгосрочные материальные и нематериальные активы на стоимость не менее 250 000 лв. и раскрыты, по меньшей мере, 5 рабочих мест для болгарских граждан, поддерживаемые сроком пребывания, удостоверенного Министерством экономики, энергетики и туризма.
(2) (Изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г., изм. и доп. - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) Для получения разрешения на длительное пребывание лица должны иметь обеспеченное жилье, обязательные медицинские страховки и обеспечение, достаточные для содержания средства, позволяющие не прибегать к системе социальной помощи, в размере не менее минимальной месячной зарплаты, минимальной стипендии или минимальной пенсии согласно законодательству Республики Болгария на срок пребывания. При первоначальной подаче заявления на разрешение на пребывание лица, достигшие 18 лет, за исключением лиц без гражданства, представляют и свидетельство о судимости, выданное государством, гражданами которого являются, или государством их обычного пребывания.
(3) (Новый - ГГ, ном. 63 за 2005 г., изм. - ГГ, ном. 9 за 2011 г.) Заявление на выдачу разрешения на длительное пребывание рассматривается в срок до 14 дней, считая с даты его подачи. В случае правовой и фактической сложности и необходимости в представлении дополнительных документов настоящий срок может быть продлен на один месяц. Порядок выдачи разрешения определяется Правилами по применению закона.
(4) (Новый - ГГ, ном. 21 за 2012 г.) Для иностранцев, которые являются соискателями на основании абз. 1, п. 17, не требуется виза по ст. 15, абз. 1.
(5) (Новый - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) При прекращении брака членов семьи длительно, долгосрочно или постоянно пребывающего иностранца может быть однократно выдано самостоятельное разрешение на продолжительное пребывание. В случаях развода самостоятельное разрешение на длительное пребывание может быть выдано, если брак продолжался не менее двух лет на территории страны.
(6) (Новый - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) На условиях абз. 5 самостоятельное разрешение на продолжительное пребывание может быть выдано и членам семьи болгарских гражданин по ст. 2, абз. 6, п. 1, 2 и 3.
(7) (Новый - ГГ, ном. 23 за 2013 г.) При наличии чрезвычайных обстоятельств членов семьи длительно, долгосрочно или постоянно пребывающего иностранца и членов семьи болгарских гражданин по ст. 2, абз. 6, п. 1, 2 и 3 выдается однократное самостоятельное разрешение на продолжительное пребывание.
ПРОДОЛЖЕНИЕ>>>>>