Такая регистрация нужна, чтобы известить своих граждан о политических или др. действиях и опасностях, о способах екстренной евакуации или возвращения на родину. ...
А на сколько в консульствах России знают о необходимости регистрации и т.п. действиях, мы узнаем от посетителей форума и от вас, естественно.
Когда я настаивал о регистрации, всегда шли на встречу и делали отметку в паспорте. Сейчас такая отметка, как и сама регистрация, стала не обязательной, как следует из сообщений посетителей форума и из текста Правил (см. ниже). У меня в паспорте стоит такая отметка, но я менял паспорт давно.
О новых правилах можете прочитать на официальных сайтах, например:
, и были опубликованы 26.10.2011 г в "Российской газете" на полосе 18 Приказ главы российского МИДа Сергея Лаврова "Об утверждении Правил ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации".
Где сказано:
Новых правил 13. "Данный приказ был принят в соответствии со вступившим в силу в январе текущего года Федеральным законом от 5 июля 2010 года N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации", - сообщил "РГ" директор Консульского департамента МИД России Андрей Карлов. - Обновленный порядок учета направлен на одновременное обеспечение не только эффективности сбора необходимых данных, но и максимального комфорта для граждан. Он предусматривает возможность постановки на учет как при личной явке гражданина или его законного представителя, так и дистанционно - посредством почтовой, факсимильной связи либо через Интернет".
Процедура консульского учета осуществляется в целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа. Важно отметить, что постановка на учет в консульском учреждении не является для россиян обязательной. Она может быть осуществлена исключительно по желанию гражданина, вне зависимости от цели и срока его пребывания за рубежом".
"Состояние на учете или его отсутствие не порождают для граждан никаких юридических последствий. В то же время, - уточняет Андрей Карлов, - МИД России настоятельно рекомендует нашим гражданам воспользоваться такой возможностью, исходя прежде всего из интересов их собственной безопасности в период пребывания за границей. В случае возникновения в иностранном государстве какой-либо чрезвычайной ситуации предоставленные самими гражданами сведения о месте пребывания, пусть даже кратковременного, о способах экстренной связи с ними или их родственниками в России могут иметь решающее значение. Сегодня особую актуальность имеет тот факт, что именно данные консульского учета используются для составления списков находящихся за рубежом избирателей и участников референдума".
Правила ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации", Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 865, Положением о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 1330, и определяют порядок ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
Правила не применяются при ведении учета детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 15, ст. 1590; 2002, N 15, ст. 1434; 2005, N 11, ст. 950; 2006, N 16, ст. 1748).
2. Дипломатические представительства1 и консульские учреждения Российской Федерации ведут учет граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории соответствующего консульского округа (далее - гражданин), в целях обеспечения их прав, интересов и безопасности (далее - учет).
3. Постановка на учет или ее отсутствие не могут служить основанием для ограничения либо отказа в совершении консульских действий в отношении гражданина.
4. Постановка на учет осуществляется на основании заявления о постановке на учет, поданного гражданином в отношении себя или иных граждан, законным представителем которых он является.
В заявлении о постановке на учет приводятся следующие сведения о гражданине, подлежащем постановке на учет:
1) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения;
2) сведения о документе, удостоверяющем личность (в случае постановки на учет несовершеннолетнего ребенка, данные о котором внесены в паспорт родителя, указываются сведения о паспорте родителя);
3) адрес места жительства в Российской Федерации (при наличии);
4) адрес места жительства на территории консульского округа, телефон, адрес электронной почты (при наличии);
5) сведения о предполагаемом периоде временного нахождения либо постоянном проживании на территории консульского округа;
6) фамилия, имя, отчество, адрес места жительства в Российской Федерации или за ее пределами, телефон, адрес электронной почты родственников гражданина или иных указанных им лиц (при наличии).
5. Заявление о постановке на учет подается гражданином или его законным представителем в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации лично либо направляется по каналам почтовой или факсимильной связи. Заявление также может быть направлено по каналам информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством электронной формы, размещенной на портале .
6. Консульское должностное лицо регистрирует поступившее заявление о постановке на учет и вносит указанные в нем сведения в электронную базу данных лиц, состоящих на учете в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации (далее - электронная база данных).
Внесенные в электронную базу данных сведения в течение одного рабочего дня направляются в Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - Консульский департамент) для включения в соответствующий раздел консульских автоматизированных информационных систем.
7. По требованию гражданина или его законного представителя консульское должностное лицо бесплатно выдает справку о постановке на учет либо о снятии с учета, составленную в произвольной форме.
8. В случае получения от гражданина или его законного представителя информации об изменении сведений, указанных в заявлении о постановке на учет, консульское должностное лицо корректирует учетные данные гражданина.
9. В случае постановки на учет гражданина, состоящего на учете в другом дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации, консульское должностное лицо дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, в которое поступило заявление о постановке на учет, направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, в котором гражданин состоит на учете, соответствующее извещение.
10. Гражданин снимается с учета в случае:
1) подачи им или его законным представителем заявления о снятии с учета, составленного в произвольной форме и представленного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящих Правил;
2) получения извещения о постановке его на учет в другом дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации;
3) истечения периода его временного нахождения либо завершения постоянного проживания на территории консульского округа, указанного в заявлении о постановке на учет;
4) смерти;
5) вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
6) выхода из гражданства Российской Федерации.
11. Снятие с учета заключается в удалении сведений о гражданине, подлежащем снятию с учета, из электронной базы данных, которое осуществляется в день поступления в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации сведений о наступлении случая, предусмотренного пунктом 10 настоящих Правил.
Дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в течение одного рабочего дня после удаления сведений из электронной базы данных направляет в Консульский департамент уведомление о снятии гражданина с учета для корректировки учетных данных в соответствующем разделе консульских автоматизированных информационных систем.
12. Заявления о постановке на учет и снятии с учета хранятся в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации и уничтожаются по акту по истечении одного года после снятия гражданина с учета.
13. Ведение учета осуществляется с соблюдением законодательства Российской Федерации, регулирующего обработку и защиту персональных данных.
1В дипломатическом представительстве Российской Федерации учет ведется консульским отделом.
Юрий
