Даты: 07-авг-2010 – 18-авг-2010
Транспорт: «Volkswagen T5 TDI», 2006 год, объем 1,9 + турбина
Экипаж: 3 семьи по 2 человека (Лёша - водитель + Оля - жена; Вадим - штурман + Алиса – моя жена; Саша + Александра - попутчики)
Техника: фотоаппарат «Canon», «Kodak»; ноутбук «Apple MacBook»; «Sony PSP»; flash-память «SanDisk Cruzer Blade 16 Gb», автомобильный холодильник
Информация: из всемирной паутины, сохранена мною на flash-память
Карты: автомобильных дорог в электронном виде на flash-памяти
Связь: стартовый пакет «TravelSIM» за 21$ (на счету 20$)
GPS-навигация: «TomTom», «Garmin»
Одежда: пляжные вещи с расчётом на 10 дней
Украина
Решили ехать в Болгарию спонтанно, на автомобиле, не планировав эту поездку заблаговременно, поездку не вынашивали. В каком городе черноморского побережья будем останавливаться, мы так же не определились сразу. Совместными выводами пришли к решению, что ехать будем в Несебр. Маршрут предварительно оговорили, решив себя перестраховаться, ведь в Румынии мы оказались в воскресенье, 08.08.2010, поэтому никаких паромов – только через Constanţa, тем более googlemaps показал этот путь одним из самых коротких. Состав нашей экпедиции менялся неоднократно: от 4 до 7 человек. В конце концов, смирились уже, что едем вчетвером, но в последний момент Лёша всё-таки уговорил Сашу, который неоднократно был в Болгарии, ехать с нами. В итоге: 3 семьи по 2 человека (как раз именно те, кто подавал на визу «культурен обмен» – 35 евро, фирма «Черновцы-Интур-ЛТД»). С днём выезда и временем выезда решали так же неоднозначно и несогласованно. Сошлись-таки на вечернее время выходного дня - выехали в субботу из Черновцов в 20:45, 07.08.2010 с полным баком дизеля (около 85 л.)
Таможня
На подъезде к п/п «Порубное-Сирет» увидели живую и очень длинную (порядка 100 машин) очередь из фур! Была и очередь из легковых автомобилей, в которую мы стали (благо, что автобусы с туристами стояли в другой). А стояли мы бы долго, НО… один румын посоветовал всунуться в начало очереди, и сказать, что мы едем на море (кодовое словосочетание «На фестиваль в Несебр»). Перед тем, как последовать совету румына, обнаружили «неприятность» в правом переднем колесе – шуруп. Подкачали автомобильным насосом и приняли решение в Болгарии заехать на вулканизацию.
Представители нашей пограничной службы спросили за «зеленую карту» - хорошо, что мы её предварительно купили (153 гривен на 14 дней). Они толком даже не смотрели ни нам в лица, ни в салон. Однако представитель румынской пограничной службы открыл-таки багажное отделение, где были наши чемоданы и так хитро спросил: «Сигарэти?». В ответ: «Только для себя!». На самом-то деле, по законодательству, можно ввезти 20 сигарет (!) на человека. У нас же было 2 блока на шестерых человек, из которых курят только двое.
Ровиньетка - это дорожный и экологический сбор, она представляет собой стикер, который необходимо наклеить на лобовое стекло изнутри в нижнем правом углу. На ней дыроколом сделаны отметки: год, месяц, день. Вместо одной ровиньетки на одни сутки, Лёша взял две по 7 дней (на всех пограничных переходах он ходил с нашими паспортами по всех инстанциях). Мы не планировали оставаться дольше на территории Румынии. К слову, по болгарской визе можно в Румынии находиться 5 суток. Итого, на часах около 21:30, 07.08.2010, т.е. потратили около 30 минут времени и 6 евро денег за ровиньетки, и мы на территории Румынии.
Румыния
Включенный ближний свет фар в дневное время суток. Дорога в Румынии узкая, но очень хорошая, ИМХО. Обочины, как таковой, нет – ей на смену специально отведены «островки». Разметка и знаки настолько чётко выражены, что глаз обращает внимание на них даже против воли сознания. К примеру, перед подъёмом, следуя правилам, обгон запрещён – об этом чётко свидетельствуют знак, так же, как и после подъёма свидетельствует о «конец запрета обгона». По разметке: стрелочка на встречной полосе подсказывает, что при обгоне следует завершить манёвр и вернуться на свою полосу. Освещённость трас довольно таки приличная. Иногда встречались по ходу движения гужевые повозки без опознавательных знаков. В плохом состоянии железнодорожные переезды!!! Большое количество стареньких «Dacia», модели 1300 и 1310 - ностальгия. Так как мы ехали в выходные, то количество фур было незначительным по сравнению с будними днями (когда мы возвращались). Что касается скоростного режима, то туда ехали практически строго по знакам (50 – в населённых пунктах, 90 – вне населённого пункта), хотя и цеплялись за впереди «движущего» - тогда скорость значительно увеличивалась, вплоть до 140! Ночью ехать проще, ИМХО.
Сделали остановку где-то в районе города Adjud – опорожнить мочевой пузырь, размять мышцы, сделать зарядку и дальше в путь. Где-то в этих краях я решил воспользоваться электронными картами автомобильных дорог Румынии и Болгарии, что были сохранены мною перед отъездом на flash-память. Увы, ноутбук «Apple MacBook» наотрез отказывался видеть мою flash'ку . Благо, что список городов нашего маршрута я сохранил на «Sony PSP» в текстовом документе. Результат – едем правильно, о чём гордо подтверждали два GPS-навигатора. Ближе к рассвету (около 05:00, 08.08.2010) усталость давала о себе знать, да и погода хмурилась ещё с середины ночи (таких ярких и больших молний, как в Румынии, не помню отроду). Начался ливень. Решили передохнуть в городе Însurăţei.
Болгария, изнутри
Мост через реку Дунай оплачен (6 евро), на часах 9:30, 08.08.2010 и мы в ожидании оформленных документов от таможенников (в одной будке и румыны и болгары). Чуть больше получаса и Лёша вернулся с паспортами. Тем временем, мы успели заметить, что под нашим микроавтобусом образовалась лужа. Как выяснили позже, это была всего-навсего вода из кондиционера. Успели так же сходить в туалет, чтобы убедиться - нужна мелочь (принимали леи, левы, доллары, евро), которой не оказалось. Пришлось терпеть до града Цар Калоян.
Две болгарские виньетки обошлись дороже румынских: на 14 дней – 10 евро. Как позже мы выяснили, их цена вовсе не соответствует качеству дорожного покрытия. Но об этом позже. Град Руссе – это первый на пути город Болгарии, это первые впечатления о стране: не покошенная трава, бурьяны, скромные жилища, советские многоэтажные дома и т.д. Дальше - град Цар Калоян. Впечатления: много полей в подсолнухах. Возле одного такого поля мы остановились, чтобы справить нужду, размяться и дальше в путь.
Что происходило дальше, могу только описать по воспоминания сотоварищей, так как я немного подремал. Итак, Саша с Лёшей решили сократить дистанцию и двигаться прямо к морю, к Бургасу.
Маршрут движения в Созополь: Черновцы – Порубное – Siret – Suceava – Roman – Bacău – Adjud – Mărăşeşti – Tecuci – Tudor Vladimirescu – Independenţa – Însurăţei – Slobozia – Bucureşti – Giurgiu (болг. Гюргево) - Руссе – Цар Калоян – вроде Разград – <не известный город/посёлок> – пересечение пешеходного маршрута Е-3 - <не известный город/посёлок> – вроде Айтос – Бургас – Созопол.
Болгария, Созополь
Около 16:00, 08.08.2010 мы прибыли в центр Созополя (на место, где останавливаются автобусы, под дискоклубом) и поняли, что после такой трудной дороги, мы уже ничего не хотим, кроме, как поселиться, принять душ и отоспаться! Сразу после приезда все, кроме Лёши, пошли искать «свободни стаи». Он остался возле микроавтобуса, дабы избежать услуг эвакуатора (и правильно сделал!). Блуждали мы около получаса, но всё-таки нашли понравившиеся апартаменты на ул. «Каваците, 18».
Мы, то есть семья Лёши и моя, договорились с Галиной (хозяйка) жить в апартаментах на отдельном этаже (!), а это три раздельные комнаты, удобные кровати, стулья, кухня, стол, набор посуды, мойка, холодильник, электроплита, санузел (туалет, душевая, умывальник), коридор, два балкона, телевизор, вентилятор, фен и бесплатный WiFi-интернет!!! Деньгами это вышло - 260 евро за четверых за 8 дней. Вполне достойно. Саша с Александрой поселились этажом ниже за 100 евро за двоих на те же 8 дней. Галина до расчёта объяснила, что, к сожалению, на 10 дней поселить нас не сможет, только на 8 дней, так как у неё наши апартаменты забронированы с понедельника (16.08.2010). Мы перечить не стали, тем более, что планировали оставить Сашу с Александрой в Созополе, а сами переехать в Несебр.
Первые дни мы свой рацион питания организовали таким образом: хлеб, колбасу, сыр (кашкавал), помидоры, огурцы, перец, пиво, воду покупали вечером в мини-маркете. Кофе, кофе 3в1 привезли с собой. Это завтрак. Обед и ужин – в ресторанчиках, в кафешках с расчётом (по началу) 15-20 лев за пару. Очень нам понравился отель-ресторан «Аполония».
В субботу, 14.08.2010 мы устроили себе ужин в наших апартаментах. Дело в том, что при входе в наш дом у хозяйки было отведено место по типу беседки, где можно готовить блюда «на скара» (решётки, накал которых производит электричество). Предварительно мы купили рыбу паламуд
Запомнилось – солнечные батареи, энергия которых обогревала воду – чтобы была горячей во время принятия душа или мытья посуды. Отсутствие газа – в связи с этим, электрическая плита и очень длительное время для того, чтобы вода закипела. Большое количество туристов из славянских стран: поляки, чехи, венгры, румыны, словаки и т.д. Вкусные блюда в непривычных для нас больших порциях – 300-400 грамм. Одно блюдо смело можно заказывать на двоих ( об этом многие советует в своих отзывах). Избалованные дети разных возрастов и национальностей (в любое время суток крик, визг, плачь, слёзы и т.д.). Палящее солнце, начиная с 12:00 и до 16:00. Приятный климат, хорошая погода, тёплое море, относительно чистый песочный пляж, китайские сувениры и т.д. Две мои фотосесии, в которых моя супруга выступала в роли фотомодели. Баджи-джампинг – правда не привычным нам (вниз), в вверх!!!
По ценам – кебаб: 3-5 лев
кукуруза варенная: 2-3 лев, пицца: 2-3 лев, фрукты/овощи: 2-5 лев / 1 кг, фреш: 2-5 лев, мороженное: 2-3 лев, сигареты: 3-6 лев, вино: 6-20 лев
Выезд из Созополя
К сожалению, стрелки часов двигались быстро, и наш отдых приближался к своему логическому завершению. Настал понедельник, 16.08.2010. Несмотря на то, что нам надо было к 12:00 выселиться, мы успели сходить на море (на пляже мы каждый день проводили с 8:00 до 12:00 и с 16:00-17:00 до 19:00-20:00). Собрали чемоданы оперативно и выехали в 12:00. Первая остановка…вулканизация – вытянуть шуруп и залатать дырку от него, чтобы спокойно доехать на Украину. При выезде из Созополя забыли заехать в порт, чтобы затариться продуктами и алкоголем. Поэтому поводу долго ругались, но решили не расстраиваться раньше времени, ведь в любом случаи по дороге будут гипермаркеты. Дорога вдоль побережья отличная и мы быстренько оказались в Бургасе, где остановились для того, чтобы принять пищу из «McDonald's», а так же заправиться (67 лев = 30 л д/т). Дальше следуя указания GPS-навигатора «TomTom», проезжая аквапарк, мы легко и быстро оказались в Несебре. В наши планы входило: посещение этого аквапарка и лёгкая прогулка по старому городу.
Болгария, Несебр
Припарковались мы на ул. Хан Крум возле большого 5* отеля и сразу разделились: некоторые остались возле машины, остальные пошли искать «свободни стаи». Немного погуляв по окрестностям в поисках апартаментов на одну ночь, мы сошлись на мнении, что нет необходимости искать их «со всеми условиями». Вполне устроила нас 3-ёх комнатная квартира у старой бабушки на ул. Витоша по 6 евро с человека (а сторговались за 22 лева с пары). Место, правда, очень специфическое. Благо, что мы только на одну ночь. Отмечу следующее: было трудно найти апартаменты на одни сутки по хорошей цене. В общем, всё шло по плану и в ровно в 15:00, 16.08.2010 мы вчетвером оказались в аквапарке (
Обратно домой, Болгария проездом
Твёрдое решение во время движения домой не верить одному только GPS-навигатору, а и принимать во внимание и указательные знаки и карту, сменилось на стремление быстро добраться на родину. В итоге, водитель верил GPS-навигатору и вместо того, чтобы любоваться видом на море (а любоваться-таки было чем) и ехать по побережью, мы вновь поехали горами, серпантинами. Благо, что этот крюк оказался не таким длительным (30 км), как во время следования в Созополь. Потом несколько запутанных перекрёстков заставили нас покружиться и понервничать в Варне (12:30, 17.08.2010). А дальше - дорога вдоль побережья с красивыми пейзажами и всем известными болгарскими курортами по правой стороне (Св. Константин и Елена, Золотые Пески, Албена). Далее 13:30, 17.08.2010 – остановка для обмена денег и для подкрепления организма едой в интересном таком горном городке Балчик с его крутыми подъемами и спусками, и с красивыми панорамами. Однозначно надо будет при вторичном посещении Болгарии остановиться в нём и осмотреть более детально. В 16:00, 17.08.2010 мы уже были на пограничном переходе Vama Veche.
Обратно домой, Румыния проездом
Перед нами в очереди на оформление документов (выезд из Болгарии / въезд в Румынию) стоял автобус с туристами. Мы думали уже, что придется ждать долго. Но как же хорошо работаю таможенники – быстро, не придираясь, вежливо, оперативно, с улыбкой. При выезде из пограничного пункта, мы увидели обменние и Лёша побежал быстренько поменять евро не леи, ведь нам они были нужны для заправки топливом. В общем, наше движение по дорогам Румынии в этот раз было интересным и запоминающим – ведь мы оказались в дневное время суток, а это означает осмотр чего-то нового и необычного. В городке Hârşova проезжали мост за 9 лей и странным образом заправились. Дело в том, что мы долго и нудно пытались объяснить работникам АЗС, что нам надо заправиться на оставшиеся 85 лей. И это не смотря на то, что Лёша плохо, но разговаривал на румынском!!! Но это не конец истории. После вливания дизеля в бак, стрелка на панели приборов двинулась с места, но этого, по нашим расчётам оказалось мало, чтобы доехать до Черновцов. Приняли решение обменять деньги прямо здесь на заправке, потому что сомневались в том, что найдём ещё где-то такое людное место, где можно было бы это сделать, ведь день подходил к своему концу и на небе собирались тучи. К сожалению, кассир отказывался принимать евро. Но всё-таки есть добрые люди на этом свете – итальянец, который на летней площадке у заправки спокойно пил какой-то кофейный напиток, согласился взять евро и дать такие необходимые нам румынские леи. С леями на руках, мы опять долго и безрезультатно пытались обратить на себя внимание работников заправки. Мы даже подъехали к другой колонке. Безуспешно. Я не выдержал и взял заправочный пистолет. На наше удивление в бак потекла солярка!!! Держа в руке 85 лей, я контролировал, чтобы не превысить этой суммы. Поставив пистолет обратно, мы стали ждать, пока кто-то из персонала подойдёт и заберёт деньги. Тем более, что у входа стоили двое работников. Но они не подходили. Оказывается, просто кассир забыла выключить колонку. Мы постояли-постояли, деньги в руках подержали-подержали и… поехали. Абсурдно вышло. Кто-то осудит, кто-то поддержит, але «маэмо те, що маэмо». После этого, за стеклом нашего микроавтобуса пару раз прогремел гром, засверкали молнии и начинался дождь, который шёл то интенсивно, то моросил. Когда он окончательно перестал, водитель нашего автомобильного средства ускорил движение и мы, не смотря на знаки ограничения скоростного режима, очень быстро мчались дорогами Румынии. По дороге, уже почти под самой границей, мы ещё раз заправились (на 50 лей) и в 02:00, 18.08.2010 были уже на территории родной Украины, а в 03:30, 18.08.2010 оказались дома.
Километраж: на всё про всё по моим расчетам получилось около 1150 км в Болгарию, 1050 км в Украину.
Дизельное топливо: по моим расчетам получилось около 160 литров
Маршрут движения в Украину: Созопол – Бургас – Несебър – Тънково – Гюльовца – Дюлино – Господиново – Варна – Балчик – Каварна – Шабла – Дуранкулак – Vama Veche – Mangalia – Constanţa – Mihail Kogălniceanu – Hârşova – Ţăndărei – Însurăţei – Brăila – Galaţi – Independenţa – Tudor Vladimirescu – Tecuci – Mărăşeşti – Adjud – Bacău – Roman – Suceava – Siret – Порубное – Черновцы
Если кто-то нуждается в более конкретной информации, детальном рассказе, электронных картах и т.д. – обращайтесь (icq: 369-451-517, e-mail: wasponer [at] gmail.com), с радостью помогу!
P.S. Большая благодарность всем людям, всех форумов, которые пишут отзывы, впечатления, тем самым помогая новичкам осуществить самостоятельные путешествия.