Путешествие по Балканам
Мы запланировали живописный, дальний и непростой маршрут автопутешествия:
Москва, Зеленоград – Одесса – Солнечный берег, Нессебр –
Мармарис – Стамбул – Золотые Пески, Варна – Одесса – Москва, Зеленоград.
Планировалось 7500 км.
Авто Renault Megane II 2007 г., пробег 59 000 км на момент выезда.
Первую часть я решил сделать описанием подготовки и ответами на общие вопросы, на которые я искал ответы примерно месяц на этом и других ресурсах. Кому неинтересно можете пропустить.))
1. Получение болгарской визы
Элементарно. если вы знаете Ворд и умеете пользоваться интернетом.
В Москве отличное консульство Болгарии, совмещенное с тремя другими странами. По телефону постращали что могут быть проблемы с визой, если мы едем не по путевке - полная чушь, комплект документов с разработанным нами маршрутом и бронью гостиниц с букинг.ком от нас приняли с комментарием - хорошо подготовлено)
Получение румынской визы не требуется - они пропускают вас транзитом в Болгарию (евросоюз).
Получение турецкой визы не требуется - штамп на два месяца ставится на границе за 15 евро (хотя гид в Стамбуле утверждала, что с первого сентября эти платежи отменены, мы проходили первого сентября и платили)
При прохождении границы Украины по загранпаспорту не требуется заполнять миграционную карточку. Рекомендую.
2. Страховые документы
Для получения визы нужна грин-карта (международное страховое свидетельство ОСАГО) и медицинская страховка для членов экипажа) - оформили всё в Ресо за 3500 р на машину на месяц и нас двоих. Украина, Беларусь, Румыния, Болгария и Турция - относятся к странам в которых действует грин-карта и международная медицинская страховка.
3. Карты и навигация
совсем не хочется попасть в незнакомой стране в неприятную ситуацию, съехав с дороги чёрти куда.
Мы приобрели печатные карты Болгарии и Турции в Москве за бешенные деньги, обалденную Румынии купили внутри страны с полной ламинацией за 4 евро. В КПК была установлена навигационная программа iGo8 (с которой лучше путешествовать через несколько стран), для предустановленного Навител Навигатор были загружены карты соотв. стран и городов, однако тяжело все время перегружать карты-атласы по приезду в иную страну и город, КПК перегревается и глючит насчет спутников. Однако использование двух программ позволяет сократить проблемы. Однозначно лучше наличие двух навигационных устройств с альтернативными программами.
4. Финансы
Опытным путем прежних путешествий установлен оптимальный способ ведения расчетов при проезде нескольких стран. Обязательно - основные средства везите на банковской карте (у нас их было три), при себе необходимо иметь минимум рублей 2000-3000 р и 100 евро в мелких купюрах). На всех заправках принимаются карты, при этом списание в местной валюте происходит примерно по курсу ЦБ на день списания. Лучше оформить для поездок по Украине карту Виза Райфайзен банка или Виза Сбербанка. По европе любую из карт Виза в евро, пополнив ее в России рублями, которые конвертируются на автомате.
5. Дороги, погодные условия и границы
Россия - дороги среднего уровня. Решено было держать маршрут через Тулу, Железногорск на Киев и Одессу - до Тулы везде 4 полосы, далее федерального уровня трасса на Калугу, с нее уходим на Железногорск. Поворот в темноте не различим, проехали, вернулись по навигатору.
На Железногорск 90 км неровных гор и пригорков, промышленных окраин Железногорска и вот она Украина! Тут приходит трасса М3 и ее бедные водители, не знающие фишку про колейность Калужской и Брянской областей, а также про необходимость оформления грин-карт заранее... Ну чтож, едем далее в небольшую очередь из пяти машин. Наши как всегда вежливы и предупредительны. Украина тоже двигается вперед по зеленому коридору (вставайте только в него) На красный не соглашайтесь ни под каким видом. Условный пароль - мы везём только личные вещи, товаров, подлежащих декларированию, нет! При этом у вас естественно не должно быть крупных сумм валюты - более 1000 у.е. и прочее и прочее - телефоны, фото- и видео- камеры не относятся к запрещенным устройствам как и ноутбук, КПК, мобильный, естественно не в ящиках по 20 и более шт, а в разумных пределах для кол-ва чел в авто. Это всё - личные вещи.
Отмечу отдельно - заполнение миграционной карточки не требуется по прохождению границы Украины по загранпаспорту - и всем рекомендую. Иначе придется писать латинницей небольшой листок формата А6, 4 стр.
6. Языки
При следовании по Украине у вас не должно возникнуть сложностей с пониманием и общением. Простые отличия письменного языка есть и рекомендую в них разобраться. Как и в основных фразах. Некоторым людям будет приятнее когда вы скажете простые фразы на украинском.
Украина
Дорога на Киев пошла очень шустро - в полной темноте мы проехали километров 30 за бешеной тойтой камри на скорости 150 кмч. Далее трасса была перекрыта и всем был назначен объезд. Я не ездил по таким объездам никогда прежде и был очень удивлен 30-км отрезку пути по щебню с ямами через соседние деревни. Подозреваем что федеральная трасса готовилась к визиту президентов в Кипти.
После этой неприятности шли очень хорошо почти до Киева, за 50 км привал на три часа и дальше. Автомобилей почти нет. Обгонять одно удовольствие.
часа сна и дальше.
Завтрак в Киеве, который готовился ко Дню Независимости рано утром в воскресенье. нет типичных для города жутких пробок, потому посмотрели Крещатик. Хотя центр был перекрыт, есть прилегающие парковки за сущие копейки.
С учетом того, что я был тут ранее три раза на авто - двигаться можно только по навигатору - Киев изобилует односторонними и всеми из этого вытекающими последствиями))).
Если вы хотите посмотреть город за пару дней это возможно в выходные - но загрузите последнюю версию карт для навигации.
После завтрака и осмотра центра мы вышли на автобан Киев-Одесса и начали однообразное движение на юг. Около Киева местами ремонт автострады и нужно быть внимательным со скоростью и временными знаками. Далее - смотрите на фуры - если они жгут - смело 130 кмч!
Одна особенность - после Киева очень долго нет нормальных заправок.
Рекомендую залить там на брендовых колонках ОККО, WOG или Lukoil побольше. Везде принимают карты Виза Классик. Дальше придерживались колонок ОККО и WOG, авто вел себя нормально, даже казалось мощнее пёр - возможно из-за цены на бензин))).
Одесса
Шутки-юмора и реклама в стиле КВН закружат вас. Не поддавайтесь. Селитесь где запланировали. Выбирайте подальше от центра, автомобилисты! Доехать легко - пробки в будни не сравнимы с Москвой.
Дерибасовская - обязательно. Порт - обязательно. Центр - никак иначе. Много одностороннего. Держитесь)
До Румынии
Мы рассматривали два основных маршрута
Проехать из Одессы в Несебр, Болгария Через Измаил и Рени
Либо вообще взять на Кишинев со всеми последствиями, не заезжая в Одессу.
Как оказалось, путь из Одессы предпочтительнее, но не таким маршрутом - на обратном пути молдавский дальнобойщик с которым мы познакомились на обратном пароме через Дунай - показал оптимальный вариант через небольшой кусочек Молдавии - который проходится в два раза быстрее.
Итак, Измаил и Рени - после одессы мы по ошибке взяли левее и ушли на трассу Р... которая перешла через всевозможные деревни и выбоины на грунтовую дорогу между двумя мелководными озерами с единственным мостом посередине. К счастью было сухо и мы выехали на следующий отрезок асфальто-ям, на котором уже начиналась жизнь и повороты на населенные пункты)))
это отняло примерно 2,5 часа времени лишнего пути и неисчислимой в любых единицах нервной нагрузки на водителя, выпившего с горя банку пива за рулем и физического воздействия на подвеску.
Тут появилось фермерское авто Ваз-2106 с прицепом наполненным тремя поросятами на бойню - смело идущими по выбоинам 90 кмч - и мы пошли по их траектории. Через полчаса мы оказались на федеральной трассе на Измаил и мучения прекратились.
Федеральная трасса - ура!
Измаил
Город, конечно, исторически ценный - во всех отношениях, но лучше в него не заезжать, разве что заправиться на окраине и сразу назад на федералку. Вологда, ей богу - столица империи по сравнению с Измаилом.
Вернувшись на трассу, мы наконец доехали до КПП на Румынию - Рени - преимущество этого КПП - тройная граница - Украина-Молдавия-Румыния.
На деле в 14.00 это полное мозгокрутство - тут ситуация границы Россия-Украина 2006 г.
Непонятно, кто куда идет, кто когда твою машину примет и куда дальше идти к кому обращаться. Надо отметить, что переход этот пользуется популярностью среди туристов и автопутешественников.
Сбор за проезд 500 м Молдавии - меньше 100 рублей. Берут в рублях. Сдачу дают в рублях. Сидит девица в обменнике - это банк и прием таможеных платежей.
На всех границах надо вести себя посмелее и требовать прохода по зеленому коридору.
Румыния
Абсолютно непонятный язык. Надо было готовиться и выучить несколько слов и фраз.
Сожалею, что не купили на границе виньетку. На заправках в пути нас плохо понимали и на многих где понимали - виньеток не было. Для всех поясню - это простая наклейка - в Румынии называется Ровеннета. Для ее получения надо представить оператору на АЗС документы на автомобиль и водительское удостоверение нашего ебанутого образца. В смысле не международного до сих пор. Ездить с ним везде можно. Никто ничего не говорит.
Путь на паром
Последний город в Румынии - Кэлараши - дал нам понять, что страна чужая - еще раз. Английский язык тут не дает вам ориентацию на местности. Указатели на паром при въезде с нашей трассы отсутствовали. Из 10 таксистов мы нашли одного который говорил неплохо в презент симпл и объяснил как проехать на паром в Силистру.
В этот момент мы с навигатором разобрались, и он подтвердил сведения таксиста, только вот стемнело уже. Примерно в 10 км от города мы обнаружили переправу, следуя указаниям таксиста и навигатора.
Еще таксист собщил, что паром работает до 21 ч.
Мы прибыли в 20.45 к причалу. Паром - это небольшое судно-платформа, которое толкает буксир. Буксиров несколько – в зависимости от времени дня вы попадете на разные варианты перевозки в Силистру. В смысле скорости. Платформа будет схожа.
Болгария
Проехав около 500 м после парома по неосвещенной территории приграничного поста – мы окажемся на КПП Румыния-Болгария.
Румын здесь нет. Только КПП Румынии, пост которого совмещен – встречают Болгары. Итальянцев на мерсе-купе шмонали полчаса, был подозрительный номер, начинающийся на DJ... Нас пропустили за 5 мин. Приятно снова слышать родную речь. Кстати в Болгарии вы русский язык можете услышать только от лиц старше 35 лет и выше. С молодежью придется грить только по английски.
Вместо проторенного всеми интернет-путешественниками пути на Добрич мы в Силистре решили пойти на Шумен и оказаться на автостраде София-Варна, так как этот этап пути протекал поздно вечером.
Оказалось, что в непогоду эти 108 км пути до автострады проехать весьма непросто – асфальтовое покрытие нормальное первые 50 км, потом начинаются участки с ямами и выбоинами, при этом обочина невыкошена и высокая трава не дает уйти с дороги туману и испарениям. Во время непрекращающегося ливня.
На обратном пути следуя через Добрич, мы блуждали порой через деревни, но такого не видели.Чувство контроля над дорогой не было потеряно ни разу.
Вывод следующий: в Болгарии нужно держаться проверенных трасс категории Е. В городах дороги среднего уровня – от класса Москвы и Зеленограда до полностью провинциальных дорог вне центра города. Горные дороги – проезжая часть узкая и требует опыта вождения хотя бы на нашем Кавказе.
Курорты: Солнечный берег на порядок предпочтительнее Золотых песков. Отели вдоль пляжей, вместо получасового путешествия вверх-вниз вдоль навязчивых торговцев и ресторанов.