Несcебр — Малко-Тырново
В принципе путь простой — на первый взгляд.
На деле нужно быть очень внимательным при проезде всех населенных пунктов, указатели размещены далеко не везде, объезда населенных пунктов нет.
Мы проехали один поворот после Бургаса и ушли по навигации на населенные пункты, чтобы вернуться назад на федералку. В населенных пунктах тоже есть дороги, только по ним лучше не ездить. Уровень дорожной в сети в этом районе Болгарии не выдерживает вообще никакой критики. По федеральной можно ехать и нет ям, но не предусмотрены развороты в нужном кол-ве. Разворот же представляет собой поросшее всем чем только можно место, мост например - и асфальт там будет не ахти.
Особенно критично это воспринимается после румынии — там на них указан нас. пункт на который вы двигаетесь и номер трассы - указатели новые, асфальт новый. Дорожная сеть Румынии заслуживает оценки +5 из моей личной автобиографии.
Хоть язык и непонятный и мало кто грит на инглише — дорогами тут занимаются и воруют видимо меньше чем у нас и в Болгарии.
Перед Малко-Тырново опять объезд уровня Украины — не высокого уровня горная дорога перекрыта и мы уходим вправо за скалу - не представляю как по такому объезду проехать в дождь или снег, мдааа... На серпантине щебень и ямки. Скорее всего в Болгарии не бывает дождя и снега? Слава богу недолго - около 5-7 км.
Малко-Тырново
Очень романтично. Есть центральная улица и исторический центр + отельчики — да и вообще музеи и все пироги. Но как-то не хочется остановится, а побыстрее уехать.
Тут последняя заправка на въезде по мыслимым ценам))) Так что заправтесь. Дальше будет Турция))) Дорога через малко-Тырново получше чем трасса а вот дальше очень слабая - но это уже не удивило. Горы, село, на русском не поговорить даже с гражданами старше 35)))).
Переход Кыркларели — в горах
В турцию очень любопытно въезжать в таком месте.
Болгария пропускает быстро - минут 10. Не нужно даже выходить из машины - как и на всех границах до этого - документы уносят и приносят за исключением моментов когда надо что-то оплатить. Турецкая сторона встречает нас надписью что надо припарковаться и пройти в офис)))
Этот офис представляет собой отдельностоящее здание в котором всё нужно и пройти. Сначала прямо по центру напротив входа - паспортный контроль. рядом чуть левее оплатить штампы в паспорт - хотя их вроде как отменили. Штамп на два месяца.
Далее самое интересное - регистрация автомобиля в базе и багаж контрол - тут уже надо говорить на инглише пусть даже на первоначальном уровне.
На плакатах висят сцены пойманных контрабандистов и основные методы провоза нелегальщины. Фото нам намекают о том, что делать этого не нужно.
Ни на одной таможне не видел такой агитации и соглашусь - она нужна.
Регистрация авто в базе данных занимает немного времени - нужен здесь только водитель. А вот и самое интерсное после всех процедур - нужен штампик "Багаж контрол" в паспорт. Этого человека разыскать - нужен отдельный талант - если при въезде он объявился минут через 20 после всех процедур, то на обратном пути его искали всеми автомобилистами на КПП полчаса-минут сорок. Подняли на уши весь таможенный пост и просили позвать его по рации. Все нам сочувстовали, но найти его не могли! Когда он наконец пришел, то поставил всем штампы с обаянием, свойственным только туркам.
Итак, наконец Турция
Сразу - новая трасса в горах и дальше. До автобана на Стамбул везде новая автодорога уровня трассы на Вологду от Ярославля или фед. трассы Карелия с широченной обочиной. Ямы? вы что? здесь их нет. Особенно впечатляют свежесрубленные скалы, холмы и проложенные на их месте новые полосы для движения. "Багаж контрол" очень быстро забылся, т.к. здесь не останавливаются на достигнутом - сделав кусок дороги - его сразу улучшают. Скругляют радиусы поворотов, рядом строят еще две полосы рубя скалы и холмы, укладывая их в основу для дороги. Причем демонтаж ограждений не происходит - старую дорогу просто сносят вместе с ограждениями. Или засыпают поверх.
Первый же город — Кыркларели впечатляет большим флагом на мачте, порядком и организацией - а главное спокойствием.
Это не туристические места, так что делать тут особо нечего, разве что по радио слушать бесконечные турецкие музыкальные страдания))).
Было уже 16 ч когда мы подъезжали к автобану на Стамбул, потому рекомендую здесь оказаться на пару часов раньше - если вы едете на юг Турции. Ночевать лучше после Стамбула, а его проезд и громадных его пригородов займет примерно часа 3-4.
На Стамбул
Выезд на автобан встретил нас указателями о платной дороге. Вскоре после развязки мы встретили терминал оплаты пути - он был открыт для проезда и никого на нем не было. На встречной полосе немного позади стояло здание и там чуть-чуть кипела жизнь. Перейти через автобан было немыслимо, а выяснять где платить не было никакого желания. Мы пошли на Стамбул — логично предположив, что можно будет заплатить и на выходе с трассы.
Постепенно я осмелел и начал придерживаться скорости местных лихачей — по такой трассе можно смело идти 200 кмч. Ограничивался пока 130-150. И не зря — перед стамбулом встретился первый "радар контрол". В Турции принято со встречной полосы мигать ближним светом, если есть засада. Что нас и спасло. Еще принято мигать когда не уступают дорогу, а хотят проехать. Как понять что уступают — очень просто — либо руками покажут, либо просто будут стоять. Еще знак международный знак STOP здесь называется DUR - по форме и цвету такой же. На одном перекрестке я не разобрался, хорошо, что не было машин.
Начались пригороды Стамбула — это производит впечатление, новые микрорайоны растут как грибы вместе с современной инфраструктурой и зелеными насаждениями — никто не ждет 20 лет чтобы высадить растительность.
Автобан близок к идеалу, причем разделительное ограждение во многих местах засажено кустарником с таким расчетом, чтобы не слепить в ночи дальним встречную полосу.
Дорога проходит через этот огромный уникальный город и нужно придерживаться направления на Анкару, паром брать мы не решились, и видимо зря. Водитель мог бы отдохнуть лишний час. Зато проехали по одному из мостов через Босфор, это того стоило - мост высотой 65 м в лучах заката и Босфор под нами - фантастика.
Отдельно про оплату проезда
На первом терминале оплаты после всей трассы на Стамбул мы пошли на проход с надписью CASH, шустрые турки взяли с нас 15 евро и раскрыли проход своей карточкой, не дав чека.
Второй терминал нарисовался перед мостом)). Надписи CASH вполне логично ни на одних воротах не было, и тут я решил разобраться с оплатой, припарковался после небольшого ДТП и пошел по пробке пешком к кассам терминала (50 м). На мой вопрос - Могу ли оплатить наличными проезд - пожилой турок долго мялся нес какую-то чушь и видимо просто английского не знал.
Из соседних машин мне тоже что-то лопотали недалекого интеллекта товарищи, видимо шутили между собой. Реально это всё выбесило и я решил ехать в другое окно и была не была - пусть переводчика зовут или что хотят делают - создам затор.
Подъехав, мы увидели, наконец, расценки на бесконтактные карты для проезда этих терминалов - на распечатке под окном кассира. Я опять начал говорить что у нас только 50 евро, мы можем заплатить только наличными. Курса лиры мы опрометчиво не знали, но нам повезло. Карту нам продали за 30 лир и сдачи дали больше чем нужно. Все произошло во время пересменка кассиров и они вдвоем!!! не смогли рассчитать по курсу сдачу. Сначала нам дали 110 лир, потом отобрали и сдали 90. Я сделал вид что тоже считаю на калькуляторе и поехал вперед. Позже мы выяснили, что это была покупка в нашу пользу))). Это, пожалуй, была единственная нервная ситуация в этой прекрасной стране.
Далее был сказочный Босфор с зажигающимися огнями по обоим сторонам и закат. Естественно полностью стемнело очень быстро — как это и бывает на юге.
На юг
Нам нужно было двигаться на Измит — это пригород Стамбула на восточной стороне Босфора, и мы стали объезжать пролив справа. Тут навигатор начал возвращать нас на платную трассу на Анкару, видимо считая, что это быстрее. Мы съехали по карте, заправились на фирменном Лукойле за какие-то уже совсем безумные деньги. Да, даже после Болгарии литр 95-го - около 100 р - это чересчур))). Нам подарили белые полотенца для протирки авто)).
Навигатор упорно возвращал нас с D200 на Измит на автобан на Анкару. Я вернулся на развязку, решил встать около терминала и начал разбираться с навигатором и картой, включив аварийку. Не прошло и трех минут - как остановился бензовоз Shell и мне оттуда начал кричать водитель - на турецком - но я понял — что случилось?
Я подошел с картой и он показал, что нам надо уйти на юг — на Измит, а затем на Измир, навигатор же возвращает нас на автобан. Он сказал на ломанном английском — что это дорога, которой мы хотим идти — бесплатная — а назад на автобан платная, лучше ехать по D200 и указал населенные пункты куда надо идти и направления поворотов.
Тут мы допёрли особенности местности и выставили на навигаторе — Избегать платных дорог. Чтоб не сводил больше мозг на этом участке пути - он послушно повел нас по D200.
Мы проехали около 20 км по пригородам со светофорами и нашли освещенный участок улицы - и несколько придорожных кафе. Выбрали самое привлекательное и зашли — в 22 ч тут был полный сервис и только местные мужчины, причем никого внутри кроме хозяина и работников. Все местные сидели снаружи в летнем кафе под навесом — а мы в зале в подвальчике. По-английски никто не говорит. Мы посмотрели меню и казаны с подогревом, и поняв, что уровень цен приемлемый — объяснились жестами — показывая около кухни на казаны, с тем что положить. В турции всегда подают свежий нарезанный хлеб типа нашего лаваша-лепешки и несколько пластиковых баночек воды из холодильника, еще нам включили сплит-систему. По ТВ шли обычные для мусульманской страны передачи уровня Малахова и очень интересная реклама ЧМ-2010 по баскетболу, который был в разгаре.
Ужин с овощным супом-пюре, салатами и вторым в виде фаршированных перцев обошелся порядка 400 р на двоих. Причем порции были на все 800))) Карточки тут не принимали, так что пришлось расплачиваться сдачей с терминала))). Далее я везде перед заказом в ресторанах и кафе спрашивал про возможность оплаты с карты Visa — в 30 местах везде принимают карты и только в одном — нет. Такие вот приятные пропорции.
Далее я шёл сколько это было возможно на Измир. Дороги отличные, раметка так же, но местами ремонт и поэтому сужение до двух полос - можно попасть на 5-10 км пути за фурой, идущей 60-70 кмч, обогнать на двухполоске практически негде, т.к. разделительная полоса разграничена металлическими метровыми столбиками, в промежутки между которыми можно конечно вписаться при обгоне, но скорее другой исход). Отличные круглосуточные рестораны с фасадным остеклением, показывают что трасса на юг турции оживленная, но с нашей М4 Дон не сравнить, нет такого кол-ва фур и бешеных водил-беспредельщиков. Гоняют, в основном, рейсовые автобусы в два этажа ростом. Отелей, приемлемых на одну ночевку я не увидел - стоят очень крутые отели в 4 звезды и выше. Цен там не узнавали, т.к. понадобилось бы съезжать с трассы, думаю, в районе 60-100 евро.
Около 03.00 ч увидел заправку, на которой спят водители фур и припарковался.
Мы закрыли занавесками на присосках стекла со стороны возможного рассвета и решили отдохнуть.
После недолгого забытия запел мулла — во все динамики заправки, завыли собаки, во все возможности горла — позже мы узнали, что песня утренняя молитва, о том что лучше помолиться, чем спать. Иначе говоря - время утреннего намаза. Мусульманская страна, что же мы хотели? 5 утра.
Водители фур и грузовичков, спящие на заправке, никак не отреагировали на призыв помолиться, а вот мы дальше спать уже не могли.
Пока мимо пролетали безумные турецкие междугородние автобусы — надо было выезжать как можно скорее на Измир. Потому что фур еще не было, как известно по нашим фед. трассам.
Небольшая сложность в Измире с развязками (город огромный), пробудились маршрутки, но навигатор тут вывел точно и мы ушли на юг.
После Измира ехать одно удовольствие - кусок автобана, на котором мы разогнали 205 кмч. Хотя штраф, если бы поймали, грозил сумасшедший) и прекрасные горные тоннели с мигающими катафотами по краям, большой комплекс для проезжающих - заправка Шелл, кафе, завтрак на рассвете, романтика, да и везде принимают кредитки))).
Автобан идет до г. Мугла, в котором нам нужно уходить на Мармарис.
После него солнце окончательно взяло свои права и впервые с Московской жары-2010 пришлось включить кондиционер на мощный обдув.
Практически прямые участки дорог до круговых движений между нас. пунктами и снова горы. К мармарису ведет перевал. Он постоянно улучшается и расширятся, радиусы поворотов увеличиваются, видно срубленные скалы и проложенную встречку, но еще не асфальтированную местами. Проблемы с дорогой решены на перевале и при подъездах к нему, а вот по равнине (подъездам) продолжаются работы, скоро дорога будет 4-х полосной и там.
Тут в будние дни как и на нашем юге - активно стоит радар Контрол, поэтому лучше не превышать скорость на знаках. Машина без опозновательных знаков ведет съемку, а через 1-2 км вас ждет сюрприз. Я пару раз несильно превышал, на 20 кмч примерно, и нас тормозили, но видя российские номера, отпускали каждый раз (видимо из водительской солидарности к дальности пробега или нежелания объясняться на английском). Про арендованные машины нашими гражданами, я читал, что приходилось платить штраф порядка 50 евро за превышение на 20 кмч.
Проходя перевал на Мармарис вы увидите живописнейшие виды, тут впору местами отдохнуть — есть стоянки и пофоткать. Впервые открывается юг Турции с морем и островами и начинаешь понимать, не зря проделали путь!
Мармарис, город отелей и развлечений, в котором мы без труда по навигации нашли наш небольшой отель, лежал перед нами.
Для Навител скачали подробную карту города со всеми злачными местами, входами и выходами)))).