ANasibov » 08/07/2011, 23:46
Неполитические заметки об автомобильном путешествии Москва (Россия) – Поморие (Болгария).
Автомобиль Хёнде Соната, 2005 года выпуска, двигатель 2 л., 131 л.с. Водитель – я? 49 лет. Со мной сын и его приятель – обоим по 15 лет. Багажник забит сумками с личными вещами, в числе которых три компьютера.
Эту поездку я задумал год назад – когда с завистью наблюдал за машинами с российскими номерами, рассекающими просторы Болгарии. Мы отдыхаем в это замечательной стране уже пять лет, берем напрокат местное авто, и каждый раз попадается какое-то уж очень несуразное авто. У одного не открывалась половина дверей. У другого не работал кондиционер. Еще у одной машины не оказалось какого-то там талона техосмотра, и пришлось нудно отлягиваться от полиции.
В общем, решение было принято, и весь год я посвятил его реализации.
Самое сложное было уговорить родных – жена и тёща окончательно убедились в моей авантюрной сущности, ведь раньше я не уезжал за рулем дальше Рязани (320 км.). Меня поддержали врожденное упрямство и старший сын, с энтузиазмом ухватившийся за идею.
Плотно засел на интернет-форумы по поездкам в Болгарию. Изучил отзывы знатоков о маршрутах, таможнях, дорожной полиции и водительских нравах. Отдельно зашел на форум об украинских дорогах, где встретил подробное описание трасс и колдобин. Распечатал карты с Гугла и Яндекса, с номерами дорог и развязками. Хотел было загрузить навигатор в собственный КПК, но как-то не сложилось.
Маршрутов, собственно, два. Оба пролегают через Украину и Румынию. Дальше возможно разнообразие.
Автомобильные форумы пестрят сообщениями о 8-часовых очередях на российско-украинской границе, до которой еще надо доехать по не самым лучшим трассам. Поэтому решено было эту границу миновать, а заехать сначала в Беларусь, а уже оттуда – на Украину. Специализированный сайт белорусской погранслужбы, обновляемый каждые два часа, показал, что очередей на границе с Украиной нет.
И снова варианты. Маршрут через Одессу был с негодованием отвергнут. Ведь там предстояло пересечь, кроме прочих, еще и молдавскую границу и заехать одним колесом в Приднестровье. По отзывам форумчан, хуже молдавских пограничников нет никого. Открыто вымогают бакшиш, грозя подвергнуть машину полному досмотру с потерей нескольких часов.
Опытные путешественники говорили о толпах челноков на рыдванах и шайтан-арбах, штурмующих приграничные рынки и заполоняющих таможни на всем пути. Другие указывали на отсутствие дорог на протяжении десятков километров. Третьи лично видели рэкетиров, целенаправленно работающих по машинам с российскими номерами.
В результате остановился на следующем маршруте – Россия – Беларусь – Украина – Румыния – Болгария.
По городам: Москва-Смоленск-Орша-Гомель-Мозырь-Овруч-Новоград-Волынский-Ровно-Дубно-Тернополь-Черновцы-Сирет-Сучава-Бакэу-Фокшаны-Бузэу-Бухарест-Русе-Шумен-Варна-Поморие.
Старт был дан 1 июля 2011 в 03.20. Накануне после работы подремал часа полтора, и этим мой сон и ограничился.
Москву пролетели быстро. И вот уже под колесами асфальт Минского шоссе. Трасса вполне достойная, населенных пунктов с ограничениями скорости мало, впечатлений тоже немного. Часа полтора после выезда начало светать, желтый диск настойчиво лез в зеркало заднего вида.
На подъезде к Смоленску видел у дороги слева добротного полиционера с полосатой палочкой, а слева – двух лосей. По-моему, кто-то из них кормился.
В целом полиция/милиция не причинили никаких неудобств за всю поездку. Видел в России троих с радарами, причем дважды останавливали один и тот же наглый Мерседес, который каждый раз обогонял меня на скорости за 150 км.ч. В Белоруссии сотрудников дорожной полиции наблюдал дважды. Один тосковал в своей «девятке», другой оформлял бумаги угрюмому дальнобойщику. Ни радаров, ни засад – ничего. Та же картина на Украине – только местные ДАIцы «при исполнении» теперь обязаны ездить с включенными мигалками. После России засады с радарами мне попались только в Болгарии.
В Румынии жесткие ограничения скорости – в городах 50-60, на трассе 90. Много фотофиксаторов. На моих глазах остановили двоих. Если учесть, что европейская трасса Е85 (из Германии через Польшу, Украину, Румынию и Болгарию) на деле представляет собой дорогу в одну полосу и через деревни – то не разгонишься.
Граница России с Беларусью напоминает что-то вроде въезда в гараж, который проскакиваешь без остановки. Аккуратно подбритые поля, рулоны сена, трактористы, прижимающиеся к обочинам. Свернули на Гомель. Машин немного, вежливо дают себя обгонять. После обгона принято включить аварийку на одно-два мигания – поблагодарить. Это же касается и Украины с Румынией – в Болгарии же почему-то так не делают.
Попадаются заправки. Бензин есть. Выпили по чашке кофе в придорожной кафешке, где принимают российские рубли – её еще пришлось поискать. Поглядели на мутные беляши и рыбу в тесте и полиэтилене – и ограничились бутербродами и бананами из бортового холодильника.
Следуя указателям и карте, добрались до украинской границы. Последние километров пять были очень сложными. Без встречных и попутных машин, по узкой дороге с нашлепками гудрона и грозными надписями «Пограничная зона. Въезд без пропусков запрещен», и пущей, подобравшейся к самой обочине – полное впечатление, что тут еще шарят партизаны в ватниках и ППШ. Я всерьез начал опасаться, что дорога заканчивается тупиком, а погранпереход, обозначенный на карте, давно сгинул.
Но нет – за поворотом оазис цивилизации, магазин, АЗС и прочие блага. Залил бак 95-го, расплатился российскими рублями (литр на два рубля дешевле, чем в России) – принимают также белорусские, евро, доллары и карточки – и сдуру зарулил прямо на выезд с таможни для едущих из Украины. Развернулся через сплошную, и вот уже милая прапорщица указывает мне полосу «зеленый коридор» - то есть без досмотра. На спидометре 951 км.
Упитанный дядя в форме строго поинтересовался: «Спецсредства везете?» и пошарил фонариком в багажнике, под сиденьями и в бардачке. Посмотрел согласия родителей на вывоз детей в моем сопровождении. На этом формальности кончились. На всё 20 минут.
Зарядил дождь. К украинскому посту километра через три мы подъехали по такой же «целлюлитной» дороге. В 15.12, объехав по встречной колонну грузовиков, попали в объятия украинских пограничников. Стандартные вопросы – откуда и куда (ответ – транзит) - и через полчаса мы уже катим по Украине.
В паспорте прибавилось штампов, на дороге – ухабов, в воздухе – воды. Дождь превратился в ливень. Этот участок – от украинской границы до Новоград-Волынского – смело можно назвать худшим за всю поездку. Трасса-целлюлит перешла в коросту пополам с язвами. Слалом на скорости 100-110 км.ч. – испытание и для подвески, и для водителя. Справились.
Выехали на основную трассу Е-40/М-06, идущую с востока на запад через всю Украину. Широкая современная магистраль, с развязками и гладким асфальтом. Уже чувствую усталось – за 13 часов за рулем сделал более тысячи километров, без сна уже двое суток. Пристроился за фурой, которая и довела меня до Дубно.
Участок Ровно-Дубно ремонтируется, на некоторых отрезках реверсивное движение, периодически ждем своей очереди. Пошли пестрые холмы, желто-красно-белые. Машину захлестывают волны ароматов то ли черемухи, то ли сирени. Глаза начинает резать. Надо останавливаться. До Черновцов, где первоначально планировал, так и не дотянул.
Въезжаем в Дубно. Прохожий с готовностью объясняет, где готель. Причалили ровно в 20.00. За семнадцать часов без малого сделал 1270 км.
Кредитки не принимают. За углом банкомат выдает гривны. В гостиничном ресторане торжество, заказали ужин в номер. Борщ только зеленый.
Ночью такой ливень, что звенит козырёк под окном. Утром завтракаем в соседнем кафе – три яичницы, сок, чай-кофе – за всё 4(!) евро. Отбиваемся от настырного бомжа, закупаем воду в дорогу – и вперёд. Проезжаем магазин «Жабка гастрономия». На часах 8.00.
Какие-то люди на обочине отчаянно машут. Торможу, несмотря на возражения сына. Приспускаю окно. То ли турок, то ли цыган – пытается продать «20 грамм золота для покупки бензина». Жму на газ.
Разбитной пограничник несколько раз переспрашивает – точно ли нам по «зеленому коридору». Впереди машин восемь – все с украинскими и румынскими номерами. Неожиданно таможенник показывает, чтобы мы объехали всю колонну. То же касается и белоруса, приткнувшегося за нами. Собрали паспорта, проштамповали и принесли обратно в машину. Сервис!
Румыны, завидев российские номера, отправили по коридору для автобусов, где никого не было. Быстрый взгляд в полуоткрытый багажник, вопрос: «Сколько сигарет везете?», и шлагбаум поднят. Еще минут десять уходит на оформление ровинетки – наклейки-налога за пользование румынскими дорогами.
Украино-румынскую границу прошли за 1 час 40 минут.
Следующие 8 часов ушли на освоение нехитрого правила – будь как все и держись за лидером. При ограничении скорости в 50 км в городе и 90 на трассе сложно придерживаться рваного ритма. Румынские дороги – «полуторные», как пододеяльник. Полоса в каждом направлении одна, но широкие обочины оставляют много места для обгона и маневра. Здесь принято ехать одним колесом по обочине, уступая место желающим обогнать. Лихие румынские водители, хоть и притормаживают в населенных пунктах, за городом резвятся и давят 120-140.
На подъезде к Бухаресту стемнело, усталость дает знать – останавливались только раз для обеда. С трудом нашли мотель, крошечный номер на троих, но зато с павлинами под окном, визжавшими всю ночь. От Москвы отъехали на 1955 км.
Утро встречает прохладой и дождем. Дети просят включить печку. Выехали в 7.00. Сворачиваем на кольцевую дорогу вокруг Бухареста. Здесь кончается ровный асфальт, почти нет указателей, но в избытке лужи. Естественно, свой поворот проскакиваем километров на пять. Уточнили маршрут на заправке, выпили по кофе с булочкой – и вперед.
Пропустили поворот на мост через Дунай, добрались обходными путями. За проезд через мост – 6 евро. Уже на другой стороне – совместная румыно-болгарская таможня.
Машины с номерами стран ЕС задерживаются на полминуты. Паспорт в окно, кивок, улыбка – и всё. Нам пришлось ждать 40 минут, пока поставят штамп - перед нами оказался грузинский автобус с 38 пассажирами, и у каждого свой паспорт.
Въехав в Болгарию, чувствуешь себя дома. Манера вождения в этой стране отличается от той, что у соседей. Болгарские водители любят дать понять, что они – хозяева, а вы не более чем гости. Впрочем, мне, сидевшему за рулем и в Египте, и в Турции, есть чем ответить.
К скоростной трассе на Варну подъезжаем под ливнем. Дорога хорошая, и даже слой воды позволяет держать не менее 120 км.ч. Съезжаем у Варны, и снова та же картина – один ряд в одном направлении, с горными серпантинами и самосвалами.
За поворотом притаился полицейский с радаром – на нас не обратил никакого внимания, да мы и не нарушали. Дорога вьётся по горам, переключаю коробку-автомат на ручной режим и показываю сыну, как тормозить двигателем – когда-то и меня учил этому отец.
Проскакиваем каменные джунгли Солнечного Берега – и поворот на Поморие. 3 июля 2011 года, 14.30. Мы дома.
2527 км, 39 часов за рулем, 194 литра бензина сожжено.
Средняя скорость, включая остановки на заправку, обед и таможню – 65 км/ч., средний расход топлива – 7,7 л./100 км.
Выводы для себя:
- Ездить на машине в дальние поездки можно и нужно. Своя машина – реальное раскрепощение. После первого дня, когда сделал «две дистанции Москва-СПб», поездка в Турцию из Болгарии представляется не сложнее, чем субботний выезд на дачу.
- Желательно ехать двум водителям в машине – чтобы меняться и отдыхать.
- Не надо гнать, а лучше ставить реальные цели. Приехали в Киев, например, ну и что такого, что еще светло? Остановились, погуляли по городу, отдохнули. Совмещать приятное с полезным.
Плавной дороги!