Данный вопрос обсуждался еще в 2014 году, и далее в связи с неподготовленностью налоговой с формами для декларирования...
Аналогично, как и с декларированием второго гражданства перед ФМС, причем ФМС под вторым гражданством понимает очень широкое понятие, в том числе и временный вид на жительство (даже на несколько месяцев) на время обучения в ВУЗе в иностранном государстве или при прохождении каких-либо курсов за рубежом....
Но, каждый человек, имеет право решать и трактовать все так, как считает нужным или как ему больше нравится. Последнее очень распространено, возможно, и из-за какого-то духа противоречия....
Здесь есть и еще один ньюанс: оформление необходимых документов для декларирования, часто обходится дороже, чем предусмотренный штраф... Поетому мое напоминание о декларировании, иногда имеет обратный еффект....
Открытие резидентом РФ счета в иностранном банке
Как известно, граждане России вправе открывать личные счета и вклады в иностранных банках. Однако, данная возможность имеет существенные законодательные ограничения и запреты, которые в течение последних лет продолжают расширяться.
Прежде всего, такие ограничения касаются лиц, являющихся резидентами Российской Федерации в смысле валютного законодательства, а запреты – ряда категорий граждан РФ, состоящих на публичной службе.
Кто считается «резидентом» по валютному законодательству?
Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в редакции от 04.11.2014) (далее – Закон о валютном контроле), к резидентам относятся следующие категории физических лиц:
а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее 1 года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее 1 года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее 1 года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее 1 года;
б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Право открывать счета в иностранных банках
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о валютном контроле, резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ, открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ.
Обязанность по уведомлению об открытии счета
Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранных банках не позднее 1 месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов), по форме, утвержденной ФНС России.
Формы уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, и о наличии счета в банке за пределами территории РФ утверждены Приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@.
Административная ответственность за неуведомление или просрочку уведомления об открытии счета
Часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ:
Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.
Часть 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ:
Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 800 000 до 1 000 000 рублей.
Обязанность по предоставлению отчета о движении денежных средств
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона о валютном контроле, резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в иностранных банках с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.
До 1 января 2015 года такая обязанность существовала только для юридических лиц. Однако, с 1 января 2015 года она распространяется и на физических лиц – резидентов РФ (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 218-ФЗ).
Административная ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления отчета о движении денежных средств
Действующая редакция КоАП РФ предусматривает ответственность за данные нарушения только для должностных лиц и юридических лиц. Для граждан ответственность пока не установлена. Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ:
Несоблюдение … порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами …
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
Часть 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ:
Нарушение установленных … сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами не более чем на десять дней -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей; на юридических лиц - от 5 000 до 15 000 рублей.
Часть 6.2. статьи 15.25 КоАП РФ:
То же деяние с нарушением сроков более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 рублей.
Часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ:
То же деяние с нарушением сроков более чем на тридцать дней -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
Запрет на открытие иностранных счетов отдельным категориям лиц
В России существует Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ (в редакции от 22.12.2014) «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Согласно части 1 статьи 2 указанного закона, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:
1) лицам, замещающим (занимающим):
а) государственные должности РФ;
б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ;
в) должности членов Совета директоров ЦБ РФ;
г) государственные должности субъектов РФ;
д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, Правительством РФ или Генеральным прокурором РФ;
е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;
ж) должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
з) должности глав городских округов, глав муниципальных районов;
и) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, должности в ЦБ РФ, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов РФ, нормативными актами ЦБ РФ, государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;
2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в подпунктах «а» - «з» пункта 1 настоящей части;
3) иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Операции резидентов РФ по счетам, открытых в иностранных банках
Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в иностранных банках, средства со своих счетов (с вкладов) в российских банках или других своих счетов (вкладов), открытых в иностранных банках (часть 4 статьи 12 Закона о валютном контроле).
При этом, при первом переводе со своего российского счета на счет в иностранном банке, российскому банку необходимо предъявить уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления (за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов).
Наряду с указанными случаями перевода средств со своих счетов (российских или иностранных) на зарубежные счета, Закон о валютном контроле устанавливает перечень случаев, когда разрешено зачислять денежных средств на счета резидентов РФ в иностранных банках (ч. 5 и 5.1 ст. 12).
На иностранный счет российского резидента могут быть зачислены:
суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах);
денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами банка при открытии счета (вклада);
наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад)денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады);
средства, полученные в результате перевода валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ (пп. «ж» п. 9. ч. 1 ст. 1 Закона о валютном контроле);
средства, полученные в результате перевода валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ (пп. «з» п. 9 ч. 1 ст. 1);
средства, полученные в результате переводов физическим лицом - резидентом иностранной валюты из РФ в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларов США по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату списания денежных средств со счета физического лица – резидента (п. 11 ч. 1 ст. 9);
средства, полученные в результате переводов физическими лицами - резидентами иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу иных физических лиц - резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории РФ (п. 17 ч. 1 ст.9);
средства, полученные в результате дарения валютных ценностей супругу или близким родственникам (п. 2 ч. 3 ст. 14).
Наряду с вышеуказанными случаями, на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов:
выплачиваемые в виде заработной платы и иных выплат, связанных с выполнением физическими лицами - резидентами за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам), а также выплачиваемые в виде оплаты и (или) возмещения расходов таких физических лиц - резидентов, связанных с их служебными командировками, осуществляемыми в рамках выполнения физическими лицами - резидентами за пределами территории РФ своих трудовых обязанностей по заключенным ими с нерезидентами трудовым договорам (контрактам);
выплачиваемые в соответствии с решениями судов иностранных государств, за исключением решений международного коммерческого арбитража;
выплачиваемые в виде пенсий, стипендий, алиментов и иных выплат социального характера;
в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами;
выплачиваемые в порядке возврата ранее уплаченных физическими лицами - резидентами денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за возвращаемый физическим лицом - резидентом нерезиденту ранее купленный им у такого нерезидента товар, оплаченную такому нерезиденту услугу.
Помимо вышеуказанных, на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств-членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены
суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные
- по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также
- по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
Наряду со случаями, указанными выше, на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств-членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены следующие денежные средства, полученные от нерезидентов (ч. 5.1 ст. 12):
суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории РФ недвижимого и иного имущества физического лица - резидента;
выплачиваемые в виде грантов;
выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу - резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги).
Наконец, в соответствии с частью 6 статьи 12 Закона о валютном контроле, физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом о валютном контроле на счета (во вклады), открытые в иностранных банках.
Все иные расчеты физических лиц - резидентов (то есть те, о которых в Законе о валютном контроле прямо не указано, что суммы по ним могут зачисляться на их иностранные счета) должны проводиться через банковские счета в уполномоченных банках (то есть российских банках, имеющих право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте).
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая:
куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо
осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо
осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ,
– влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Государствами – членами ОЭСР являются:
Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Корея (Юж.), Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония.
Государствами – членами ФАТФ являются:
Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Гонконг (КНР), Греция, Дания, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Корея (Юж.), Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Россия, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, ЮАР, Япония