Я из России, в 2011-м открыл ЕООД. Думал , если что, машину на фирму купить, тогда еще продавали дешевые тарифы на сотовую связь на фирмы.
Но фирма не работала, сдавал пустые балансы. Регистрацию по ДДС не делал (без регистрации по ДДС можно работать с оборотом до 50 000 лев в год).
В 2016-м решил начать работать с поляками по замороженным продуктам питания. Нашел заводы, которые подписали объемы и требовали предоплату (это были мои инвестиции) за товары. Заранее оплаченный товар, я нашел кому продавать с небольшой наценкой.
Итак, опыт:
1. Для работы с ЕС нужна регистрация по ДДС (VAT). Польские фирмы проверяют ее на сайте:
Если есть у болгарской фирмы регистрация по ДДС (VAT), то они товар продают без VAT, дешевле. Если регистрации нет, то сильно не хотят работать или в цену включают VAT. Кроме того, отчет по ДДС болгарской фирмы, который КСТАТИ, сдается раз в месяц (в России раз в 3 месяца) содержит информацию по VIES: контрагенты с ЕС, обороты с ними. Также болгарская фирма должна проверить компании из ЕС есть ли у них регистрация по VAT на том сайте. Когда я запросил регистрацию по ДДС, НАП (налоговая) почему-то решила проверить мою компанию. Но оборотов не было и проверка вообще легко прошла. Правда в Болгарии, отличии от России, где проверки могут быть не чаще 1 раза в 2 года, в Болгарии проверки могут быть хоть каждый месяц, это странно.
2. Если продавать за границы ЕС, то еще нужен код EORI. Его получают в таможне. Я получал в Бургас, но можно и в Варне думаю. Этот код выдали быстро, культурно. Нужно было только подать заявление.
3. Если обороты у фирмы большие в год, то нужно подавать данные в какую-то болгарскую информационную систему. С этим мы с бухгалтером пока не разбирались. Обороты еще не большие.
4. В период с 2011 года по 2016-й был принят какой-то закон, что обязательно в болгарской фирме должен быть один болгарин для сдачи отчетности. Моя бухгалтер дает свой личный номер и у нее есть доверенность от меня.
5. С открытием расчетного счета в банке вообще проблем нет. Нужно только заранее оговаривать обороты по счету при интернет банкиране. Райфайзен, например дает возможность электронно проводить суммы только 2000 евро - это ужас. ИнвестБанк дает без справки проводить с день до 30 000 лев одной платежкой, до 200 000 лева в день. Если больше, то нужно заполнять справку о происхождении денег. Вообщем-то ничего сложного, например пишется Торговска Дейност. ЮникредитБГ - большой банк, но мне показалось, что у них много бюрократии. НО банк маленький желательно не выбирать, чего бы они не обещали ... т.к. он может развалиться.
6. Даже в ИнвестБанк, все решения принимаются в Софии. Т.е. ваше отделение банка только визирует платежки, проводит их София.
7. По товару самый главный документ - Инвойс (фактура). Если товар едет за пределы ЕС, то любая уполномоченная компания из стран ЕС может быть таможенным брокером. Только в любом случае конечный покупатель должен болгарской фирме предоставить документ с их печатью, что они получили товар.
Итак, плюсы:
- прозрачное законодательство (есть куча пояснений к законам), электронная база данных по фирмам
- во всех гос. учреждениях спокойное, дружественное общение
- самый низкий в ЕС налог на прибыль: 10%
- Если бизнес приносит прибыль, то на эти деньги можно комфортно жить в Болгарии.
Сейчас это весь опыт. Далее планирую попробовать делать экспорт товаров в Турцию (1-2 позиции уже нашел для экспорта).
В Софии есть знакомый с опытом продажи рыбы и маслин, думаю о расширении его сети на Варну и Бургас, возможно.
С удовольствием приму ваши замечания, уточнения.
Также ищу единомышленников т.к. Болгария мне, как страна, очень нравится и в перспективе я бы хотел остаться в ней жить и вести бизнес.