После этого, как известно, следовал веквой процесс захвата болгарскими кочевниками территорий южнее Дуная, постепенная ассимиляция местными славянскими племенами кочевых тюрков-болгар, последующие войны с Византийской империей, и принятие уже смешанным народом христианства при Симеоне Болгарском. Интересно, что примерно в тот же период времени, чуть позже - конец IX века, угры (мадьяры), спасаясь от печенежских набегов, переселились из Северного Причерноморья в Панонию, среднее течение Дуная. В противоположность болгарской истории славянам Среднего Подунавья не удалось ассимилировать венгерские роды, а возникшее в последствии раннее Венгерское государство, в свою очередь, стало центром ассимиляции окружавщих мадьяр славянских племен.
Таким образом, появление на северо-востоке Балканского полуострова братского для русских славянского народа болгар обусловлено факторами, на настоящий момент не получившими всесторонней оценки. Именно так. Представляется очевидным, что если бы путь взаимной ассимиляции славян и болгар прошел по "венгерскому" типу, то последующие события (XIV-XIX веков) происходили бы на Балканах совершенно иначе. А именно: родственным по языку османам не составило бы труда подтолкнуть болгар к смене веры, т.е. перейти из ортодоксального христианства в ислам. В этом случае экспансия Османской империи в Европу, осуществлялась бы при поддержке болгарских единоверцев, была бы естественно более интенсивной, и вряд ли закончилась бы временным захватом Будапешта и поражением под Веной. Напротив, экспансия турок и болгар могла бы привести и к захвату чешской Праги, и Кракова, и городов южной Германии. Безусловно, христианская Европа также не сидела бы сложа руки и, как в реальной истории, устроила бы балканскую реконкисту. Но результаты её были бы скромнее, если вообще привели бы к каким-либо заметным результатам. А это означает, что Бухарест, Будапешт, Белград, Загреб, Братислава, возможно Прага, Мюнхен и другие города Центральной и Юго-Восточной Европы просыпались бы сегодня под заунывные стоны мулл. Болгары могу ставить вопрос о спасении благодаря им половины христианской культуры Европы
