42 Одна из жертв этой идеи – выдающийся польский поэт Адам Мицкевич (1798–1855), чей творческий путь закончился за двадцать лет до смерти, и наступила пора бесплодных попыток осуществить «польскую идею» любыми средствами, вплоть до вступления в отряд «оттоманских казаков», воевавших против России в составе турецкой армии! См. Дерналович М. Адам Мицкевич. Варшава, 1981. С. 67 и далее.
И все же достаточно было проблеска надежды, чтобы Мицкевич вновь активно включился в борьбу. В 1853 году началась русско-турецкая война. Часть польской эмиграции усмотрела в ней возможность вооруженного выступления против царизма. Поляк Михал Чайковский организовывал отряды так называемых „оттоманских казаков", входившие в состав турецкой армии. Мицкевич немедленно собрался в Константинополь.
Болезнь Целины, скончавшейся в начале 1855 года, и отсутствие средств несколько задержали его отъезд. Поэт прибыл в Константинополь лишь в сентябре. Здесь он опять оказался вовлеченным во внутренние споры эмигрантов; правые группировки хотели формировать польский легион при английских войсках, воевавших на стороне Турции; Мицкевичу, делавшему ставку на отряды Чайковского, носившие более демократический характер, всячески препятствовали. Не смущало его и то обстоятельство, что Чайковский перешел в мусульманскую веру.
„Я нашел Садика (то есть Чайковского), преисполненного все тех же чувств к Польше, знакомых мне. Все окружающие его придерживаются тех же убеждений, - писал Мицкевич в Париж.
Масонство, запрещенное Александром I в 1822 г., после подавления восстания декабристов окончательно ушло в подполье. И вплоть до революции 1905 года о русском масонстве практически ничего не известно. Но полицейский аппарат государства не забывал о масонах. В "Севастопольских рассказах" Л.Н. Толстой описал судьбу офицера, пожелавшего пойти добровольцем на войну и обязанного отвечать на запрос о принадлежности его к масонской ложе. В тех же "Севастопольских рассказах" упоминаются солдаты "из жидов по наружности". Действительно, при Николае I еврейских солдат в пропорциональном отношении в армии было больше, чем солдат-христиан: при рекрутском наборе евреи поставляли десять солдат на тысячу, а христиане – только семь. М. Алданов пишет, что участие евреев в войнах с Персией (1826-1828), Турцией (1828-1829) и в Восточной (1853-1856) было весьма заметно2. Менее известно, что по другую сторону фронта был создан стараниями Адама Мицкевича, Армана Леви и Садык-паши (Чайковского) израильский полк и предпринята попытка создания еврейского легиона. Это было воплощением мечты Мицкевича – увидеть Израиль, возрожденный и вооруженный. Кадры этому полку поставляли пленные евреи, добровольно служившие в полку оттоманских казаков, таких же изгоев в Турции, как и евреи в России.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2