Фунтик » 28/01/2008, 12:39
Легенда о качественном болгарском образовании занимает одно из центральных мест в болгарской мофологии. Упираются в нее и всячески поддерживают в основном учителя и особенно преподаватели ВУЗов. А вот сами обучаемые и их родители не устают критиковать образование. Каждую весну газеты пестрят заголовками: ‘’50 процента от оценките-двойки’’ и так далее. Интересно, почему ученики болгарских школ так протестуют против матур? Не потому ли, что они лишний раз покажут степень подготовки в болгарских школах?
Уже не секрет, что многие выпусники школ выходят из них полуграмотными. Вместо того, что бы лучше финансировать школы, Министерство образования ведет борьбу против новых ‘’врагов народа’’-учительниц, подрабатывающих частными уроками. Да и само развитие данного явления говорит о кризисе системы образования.
Несмотря на громкие декларации многочисленных болгарских правительств, что образование в Болгарии-приоритет, обшарпанные здания школ, скудная материальная база и нищая зарплата учителей говорят совсем о другом. В тех школах, где руководство стремится создать для учителей и учеников нормальные условия работы и учебы, собираются деньги на ремонт и так далее. А там, где родителям и руководству школы все-равно, дети учатся в настоящих свинарниках с разбитыми партами, разрисованными графитти стенами и разбитыми окнами.
Если говорить о системе высшего образование, то тут ситуация тоже не розовая. Материльная база тоже скудная-старые компьютеры, мебель, в библиотеках большинство книг издано еще до 1990 года, новых книг почти нет, а в читальном зале пыльные издания классиков марксизма-ленинизма занимают главное место в шкафах....
Подготовка ВУЗовских преподавателей тоже огорчает. Большинству доцентов и профессоров хорошо за 60. Ну не могут люди, всю жизнь преподававшие марксистскую политическую економию вдруг поменять ориентацию и преподавать менеджмент или маркетинг....Так как в большинстве своем профессора и доценты не владеют иностранными языками, они не могут обогащать свои знания мировыми достижениями науки. А может и не хотят? К чему париться, ведь аттестации все-равно нет. Ассистенты откровенно заявляют на семинарах, что профессора и доценты преподают старомодную чушь и если студенты хотят получить хоть какие-то знания, единственный выход-читать переводную литературу, а лучше-западных и российских ученых в оригинале.
Многие преподаватели доходят до того, что диктуют на лекциях содержание собственного учебника с листочков...Стоит ли удивляться, что студенты в массовом порядке игнорируют лекции...И не является ли подобное преподавание ОБМАНОМ? А как Вам нравится следующая гениальная мысль преподавателя маркетинга: ‘’Няма да читете Котлър, той е идиот, ще четете само мои учебници’’?
Или преподаватель менеджмента, цитирующий на лекциях в 2003 году на полном серьезе....Сталина (!!!).
Справедливости ради отмечу, что не все преподаватели такие, встречаются и действительно интеллигентые и интеллектуальные. Но их-меньшинство.
Отношение руководства Вузов и преподавателей к студентам-очень высокомерное, даже враждебное. Если в канцелярии Вуза чиновницы позволяют себе кричать на студентов, то становится ясно, как они к ним относятся. А сексуальные домогательства отдельных жрецов науки к студенткам и даже студентам тоже говорят о их моральном облике.
В частных ВУЗах ситуация еще хуже, так как там все построено на деньгах. Фактически, речь идет о покупке диплома в рассрочку. Как может студент из Турции, который на четвертом курсе не может грамотно построить бытовую фразу по-болгарски, получить диплом об окончании престижного Болгарского ВУЗа?
Кстати, частное высшее образование вызывает подозрение как у обычных болгар, так и у болгарских работодателей. Конечно, родители, заплатившие за диплом своего нарадивого чада, не прошедшего в государственный ВУЗ, кругленькую сумму, не всегда захотят видеть очевидное.
Еще одна деталь-на собеседованиях на работу у меня никогда не просили диплом, лишь вскользь спрашивали, где я учился. А вот где я работал, кем, что умею-расспрашивали подробно.