В 1960 г., по непровереным даннам, существовало три образца сверхзвуковуковых пасажирских самолетов в стадии испытания - "Боинг-2707"(США), "Конкорд"(Англия, Франция) и "ТУ-144"(СССР). Эксперименты, однако, показали существенные недостатки этого типа самолетов:
1. Колосальный разход топлива – восемь и больше раз, чем у обычного реактивного самолета;
2. Большие размеры - что определяло их непригодность садится везде;
3. Относительно малый полезный груз;
4. Большая шумность, конкретно при переходе на сверхзвуковой скорости;
5. Быстрое „старение” из-за большой нагрузки, т.е. срок эксплуатации чувствительно снижался.
Поэтому еще в самом начале американцы признали свой проект „безперспективным” и прекратили работу, замораживая его до наступления лучших дней. Остальные, однако, продолжали и советские товарищи первыми закончили свой самолет. Он оказался медленее, очень неикономичный (в четыре раза?) и шумнее конкурентного „Конкорда”. К тому же дальност полета была очень невелика, что на практике обезмысливало высокую скорость. Но это был политический заказ и важнее всего было то, что этот самолет -первый.
Первым официальным полетом ТУ-144 считается Москва-Алма Ата, совершен 31.12.1968 г. (Обычно называют ТУ-144 „Конкордским”. Но из хронологии следует, что более правильно называть „Конкорд” – „Туполевским”). При этом полете скорость превысила 2000 км/ч.
В 1973 г. СССР решил продемонстрировать самолет на Парижском изложении в Бурже. После демонстрационного полета, которого ТУ-144 совершил 2-го июня, на следующий день решили повторить маневр, продемонстрированый „Конкордом” – коснутся полосы колесами и взмыть вверх - маневр, в принципе невозможный для пасажирского самолета другого типа. Третьего июня 1968 г. советский экипаж (шесть человек, командир Михаил Козлов) поднял самолет в воздухе. Когда ТУ-144 начал снижение, в зоне пилотажа неожиданно оказался французский истребитель "Мираж". Чтобы избежать столкновения, командир Козлов предпринял отчаяный, но единствено возможный и совершенно правильный маневр. Он попытался «поднят» самолета по совершенно невозможной траекторией и благодаря уникальных качеств самолета почти успел. Однако, находясь на самой границе перегрузки, правое крыло сломалось и ТУ-144 рухнул в районе Гусенвил. Советский экипаж погиб, а также и 8 французов. (Версия с „Миражем” не совсем доказана. Возможна также и ошибка пилота, в сочетании с техническом несовершенством самолета. Он в конце концов для фигур высшего пилотажа не предназначался – пасаржирский все таки)
Пресса того и ждала. Поднялся огромный шум о несовершенствах сверхзвуковых самолетов. В СССР, однако, (где пресса, конечно, молчала) посчитали трагедию как результат ошибки пилота и работу продолжала в направлении увеличивания дальность полета. Но 23 мая 1978 года случилась новая катастрофа. Во время испытаний по маршруту Москва - Хабаровск, Ту-144 - с новыми двигателями Колесова - внезапно загорелся и во время экстреной посадки испытатели погибли. (Вообще двигатели являлись основной причиной неуспеха ввести ТУ-144 в редовной эксплуатации). После этой катастрофы судьба самолета была решена. Никто не отваживался настаивать на дальнейшие работы по детище Туполева (сам Туполев умер в1972 г.) Все таки построено было 12 самолетов и они были эксплуатированы по маршруту Москва – Алма Ата в периоде ноябрь 1977 г. - август 1984 г. Цифру, которую я встретил – 55 полета. Позже самолеты изпользовали в научно-экспериментальных целях. Есть ли сегодня какое нибудь приложение ТУ-144, мне неизвестно.