Дорогой друг, если б ты только знал, как мне приятно вновь узнать в тебе заинтересованного слушателя! То большое пространство, разделяющее сейчас нас, помогает понять, насколько близкими по духу мы с тобой были во время оно. Надеюсь, что мое бытописание тебе еще не наскучило, и сегодня хочу "обмакнуть перо в чернила" для подробнейшего описания места моего настоящего проживания – города София. Не хочу переписывать туристические путеводители и многочисленные путевые отчеты, которые можно отыскать в Интернете. Все, с чем я тебя знакомлю, является результатом моих собственных наблюдений (ты это знаешь), при этом я прилагаю огромные усилия, чтобы быть как можно более объективным: поменьше эмоций, побольше рассудка и здравого смысла! У меня есть намерение показать местную жизнь не такой, какой бы ее мог увидеть не очень любознательный турист, сбитый с толку лощеной парадностью гостиничных комплексов и ищущий порой сомнительных отпускных удовольствий, а такой, как она выглядит при взгляде изнутри, как ее может видеть только человек, проживающий здесь постоянно. Учти также следующий важный момент: я не пишу отчеты о своих путешествиях, совершенных на автомобиле. Едва ли они могут быть полны и реалистичны в силу специфики наблюдения за страной из окна быстро движущегося транспортного средства. Я предпочитаю передвигаться пешком или на велосипеде, и это позволяет мне утверждать, что все, представляемое твоему вниманию, пропущено буквально через меня: я дотрагивался до этого руками, наступал на это ногами или видел это своими собственными глазами с расстояния, которое не позволяет впоследствии обмануться в своих выводах или составить недостаточно четкое представление о предмете своего наблюдения. Итак, я продолжаю.
Болгарская столица расположена в огромной Софийской котловине на высоте 500 м над уровнем моря и окружена со всех сторон горными хребтами, наиболее высокие из которых расположены с юга и севера. Возможно, именно это накладывает своеобразие на климат здешних мест. Здесь почти никогда солнце не расточает свою энергию открыто, но, напротив, мягкий, рассеянный облаками свет аккуратно набрасывает свою вуаль на окрестный пейзаж, выхватывая тот или иной объект, обязательно усиленный впечатлением будто бы нависающих над ним окрестных гор. Эти великолепные пастельные тона, пропускаемые через пеленистую, чуть подернутою дымкой атмосферу, являются удачей для любого фотографа. Здесь получаются великолепные городские и природные фотопейзажи, передающие настроение радости бытия. По той же причине, я полагаю, София знаменита своими невероятными, фантасмагоричными, как будто взятыми из фильмов-фэнтези, туманами, чудовищными ливнями с градом величиной с ноготь большого пальца и феерическими, будоражащими впечатление даже самого флегматичного человека, грозами. Только здесь я впервые узнал, что молния может бить не прямо или косо, но и направлять свой разряд параллельно земле, простреливая добрую половину неба своей ослепительной многоветвистой нитью. Особое очарование софийским грозам придает тот факт, что бушевать они могут значительно более одного часа, а в пике своей интенсивности молния сверкает сразу в нескольких частях горизонта с интервалом в две, три секунды! Также не меньше двух раз в год здесь дуют чудовищной силы ветра, которые не успокаиваются порой в течение пяти дней. Все это время в воздухе летают сотни пакетов, чтобы по истечение урочного времени найти себе прибежище на ветвях городских деревьев и развеваться по ветру, словно гирлянды на новогодней елке, до следующего урагана.
Жителя большого города София сразу же поражает своим непривычным видом: здесь разделение на сельское и городское – чисто условно, и граница между одним и другим ярко не очерчена, размыта.. Фактически она – удивительный генезис урбанистического и архаично-деревенского. Здесь на улицах окраинных районов днем почти нет машин, гужевое транспортное средство – тощая, с впалыми боками и торчащими ребрами цыганская лошадка, запряженная в телегу с каким-нибудь хламом с помойки, – нормальное явление; под окнами многоэтажек пасутся цыганские же кони, иногда можно встретить даже отару овец, а в пределах кольцевой дороги и стадо коров! На каждом шагу здесь бросается в глаза удивительное соседство: различной высоты типично городские дома, стоят бок о бок с сельскими одно-, двухэтажными хижинами. Нелепость подобного соседства больше всего проявляется в зимнее время, когда из труб сельских домов валит густой дым, заполняя все окружающие дворы сизым, с запахом угольной пыли, дымом.
Если почитать старых болгарских авторов, то увидишь, что самое емкое и точное слово, которое характеризовало болгарскую столицу того времени было – большое село. Как я смог убедиться, и в наши дни город вполне отвечает такому определению. Центр Софии и сейчас представляет собой район низкоэтажной застройки (1 - 5 этажей) с домами, зачастую имеющими собственные отгороженные дворики с палисадниками, иногда гаражами (но редко, из-за нехватки места) и цветочными клумбами. Так как София на протяжении всей своей истории практически не знала централизованной застройки со сносом старого обветшалого фонда и строительством более современных и значительных по размерам зданий, а также и реконструкций (расширений, спрямлений) улиц, то центр ее выглядит крайне непривлекательным именно в силу ветхости зданий в этой части города. Эта ситуация была несколько изменена в социалистическое время после 1950 года, когда на старинных фундаментах античной Сердики, а точнее на развалинах строений, разбомбленных союзнической авиацией в 1944 году, выросли здания по архитектуре и стилю напоминающие сталинские в Москве. В таком стиле построено здание Партийного дома (нынешнее Народное собрание), Министерский совет, гостиница "Балкан" (нынешняя "Шератон"), Президентство и здание ЦУМа (ныне просто Торговый центр). В то же время были построены Народная библиотека, современное здание Национальной оперы, Национальный стадион "Васил Левски", закончено строительство двух крыльев Софийского университета.
До сих пор София не может похвастаться полной городской инфраструктурой, присущей не только столичным городам, но вообще всем городам с нормальным развитием. Здесь есть целые кварталы (например "Модерно предградие"), в которых отсутствует канализация! Если, дорогой читатель, бог занесет тебя в этот забытый (в насмешку названию), с архаичными каменными, главным образом одноэтажными, домиками район где-то в середине лета, то можешь стать свидетелем довольно неприглядной картины: сточная вода, бегущая иногда в открытых, иногда в прикрытых какими-то плитами желобах вдоль улиц и заборов, рампространяет зловоние, испаряясь под палящими лучами жгучего болгарского солнца.
В целом София представляет собой крайне неустроенные, не объединенные никаким генеральным планом жилые районы в перемешку с давно заброшенными и разрушающимися строениями промышленных зон. Здесь очень невысокая плотность застройки (между домами в таких районах, как Люлин, Обеля, Младость и др., можно разбивать полноразмерные футбольные поля), но при этом не хватает или вообще нет в некоторых кварталах детских и спортивных площадок, недостаточно площадок для парковки автомобилей (почти перед каждым домом машины паркуются на тратуарах, так что все пешеходы, в том числе и мамы с колясочками, принуждены передвигаться по проезжей части!) В то же время огромные пустыри, заросшие кустами, колючками, загаженные бытовым мусором, очень часто являются прибежищем диких собак и, оставаясь в стороне от зоны внимания и местной Общины, и коммунальщиков, фактически выведены из фонда городской инфраструктуры со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Такой я увидел Софию по приезде 2 года назад, практически такой же она остается и теперь. Ее беда в том, что земля здесь не принадлежит городу, а частным лицам. Так сложилось исторически. Еще в 1944 году, по пришествии к власти коммунистов, они застали такое положение вещей, когда 90 процентов всей земли в государстве находилось в частной собственности. За весь социалистический период ситуация изменилась ненамного. Власти особо не стремились отбирать землю, даже в ТКЗС (Трудово кооперативно земеделско стопанство, местные колхозы) загоняли не национализацией земли, а национализацией орудий производства! К тому же в 90-е годы была проведена реституция, когда всем бывшим собственникам или их наследникам была возвращена отобранная недвижимость. В этом мне видится главное зло – отсутствие земли у города для оперативного управления ею. Не знаю, сможет ли когда-нибудь болгарская столица превратиться в по-настоящему современный и процветающий, чистый и красивый город без комплексного развития городской территории – девелопинга. Городские и державные структуры могут, например, рыть метро (что сейчас успешно и делается – в следующем году будет открыта вторая ветка!) или реконструировать ту или иную улицу (например, сейчас – Ломско шоссе), но все это в рамках исторически сложившейся застройки, привязанной к нарезкам частной земли. Невозможно расширить имеющуюся проезжую часть, не затронув частной земли и частных строений, а это запрещено законом. Крупный застройщик не может начать капитальное строительство до тех пор, пока не выкупит маленькие нарезки земли у частных владельцев, а само строительство, как правило, не налагает на застройщика никаких обязательств по облагораживанию придомовой территории. Можно купить квартиру в прекрасном доме (такого типа дома где-нибудь на Остоженке в Москве назвали бы пентхаусами), но при этом без асфальтированного подъезда к нему, когда в жару едущие машины поднимают столбы пыли, а в слякоть пешеходы месят грязь и прыгают через лужи. Вообще все благоустройство вокруг городских домов не является прерогативой местной администрации, а возложено полностью на плечи местных жителей. Законно это или нет, я не знаю, но судя по тому, что пишут местные газеты, это является предметом острых разногласий между жителями столицы и городскими чиновниками. Так "Вестник за Люлин" после публикации очередного возмущенного письма одного из жителей по поводу того, что перед их подъездом существует огромная невысыхающая лужа, со своих страниц задает риторический вопрос: "Ну кто же это должен поправить?!" Полагаю, что проблема или в законодательной близорукости, не позволяющей четко разграничить зону ответственности граждан и администрации города, или в пресловутой частной собственности на землю, мешающей развитию городского хозяйства!
В предыдущих заметках я уже писал о том, что София буквально задыхается от мусора, а работа коммунальных служб заключается лишь в вывозе заполненных контейнеров и уборке бордюров дорог. Подобное состояние дел является источником постоянных конфликтов между местными жителями и Общинскими чиновниками, но воз, как говорится, и ныне там! На все "оплаквания" (жалобы) граждан Община или любая иная госструктура имеют один ответ: "Эта территория принадлежит частным собственникам, мы ею не занимаемся!" Вот типичная ситуация, описанная в упомянутой выше газете в 49-м выпуске от 1 – 30 июня 2011 г. Местные жители, прогуливаясь по пустырю за крайними городскими домами стали свидетелями того, как из подъехавшей машины кем-то прямо в поле на зеленую траву было выброшено "солидное количество мусора". Возмущенные граждане записали номера машины и поспешили просигнализировать о правонарушении в полицию. Реакции не последовало. Граждане позвонили в отдел "Экология", откуда был дан ответ приведенный выше. Наконец бдительные граждане, увидев ту же машину еще раз, сняли ее на камеру вместе с владельцем и отправили информацию в "Столичен инспекторат" (контролирующая организация, проверяющая состояние дорог, чистоту территорий, пункты приема вторсырья и т. п.), откуда пришел ответ, что злодеи будут найдены и наказаны. Но судя по тому, что все пустыри вокруг Софии представляют собой одну огромную несанкционированную свалку, никто с этим здесь не борется.
Читайте полностью на моем сайте: